Вблизи Ирендыкского медведя

На майских выходных отправились с подругами в Баймакский район Башкортостана, чтобы взобраться на хребет Ирендык и посмотреть водопад Гадельша. Заранее забронировали жильё в одном постоялом дворе у озера Талкас – в деревне Исян. Выехали из Уфы утром в 8 часов, и через 5 часов езды на машине оказались на месте. Деревня Исян находится у подножия Ирендыка: с территории турбазы на него открывается панорамный вид.

Забегая вперед скажу, что подъёмы и в первый, и во второй день были лайтовыми и недолгими по времени, мне лично труднее было ехать за рулем: 5 часов – в первый день, и суммарно 8 – во второй.

Тропа до вершины Ирендыка не промаркирована. Работник турбазы снабдил нас во дворе устными указаниями как добраться до вершины: стоя во дворе показывал пальцем на разные участки виднеющегося хребта, объяснял как идти. Но сказанное мы запомнили обрывочно, и вскоре заплутали, так что одна из нас позвонила этому работнику турбазы – сердобольному мужичку, который провожая нас, говорил, что будет следить за нашим восхождением в бинокль. Человек был в прошлом учителем – вероятно, его желание нас опекать и направлять объясняется его профессиональной привычкой.

День был солнечным, и по пути, на открытых полянках, мы видели лиловые цветы в большом количестве – прострел или сон-трава. Раньше они мне нигде в горах не попадались, может эндемики, – подумала я и постаралась их не топтать. Потом прочла, что популяции прострела грозит исчезновение, и они внесены в Красную книгу.

Сам подъём на хребет был нетрудным и занял от силы час, труднее было найти тропу. На вершине увидели естественные смотровые площадки, откуда открывается панорамный вид на всю округу: деревню Исян и три озера вокруг него. Там мы сделали привал, потом ещё погуляли по хребту, видели зайца, прошли через “каменную реку” (курумник) и начали спускаться.

Вообще, хребет Ирендык имеет длину 135 км, и расположен на территории четырёх районов Башкортостана, северная часть покрыта таёжным лесом, южная – степная: получается мы прогулялись на маленьком его клочке на южной части.

На обратном пути мы снова не нашли тропу и, кажется, пошли куда глаза глядят (ВНИМАНИЕ: НЕ ПОВТОРЯТЬ), благо было видно в какой стороне деревня, но когда я увидела на поваленном дереве следы медвежьих когтей, то напряглась и подумала, что мы идём по звериной территории: на всякий случай я начала стучать палкой о палку и чаще свистеть в карельскую свистульку, которую взяла с собой из дома. Если верить медведеведу Кречмару, такие действия могут отпугнуть дикого зверя, если он бродит где-то поблизости.

Кстати, в этих края в 90-х годах был добыт золотой самородок весом под 5 кг: его назвали “Ирендыкским медведем“ – по форме напоминает это животное. Пишут, что сейчас он хранится в Национальном музее республики.

Но одно животное мы видели в этот день чаще всего – это клещей. Сняли с одежд 5 этих существ, хотя перед выходом на природу обрабатывали одежду акарицидным репеллентом. Но, думаю, защитное средство ослабляет их, и они не успевают укусить. Вечером посидели немного у озера, глядя на волны. Этот день завершился ужином, приготовленным сообща на мангале, и банькой, в которую я поплелась, засыпая от усталости.

На следующий день поутру наша компания тронулась в сторону водопада Гадельша. Пришлось поискать к нему дорогу: навигатор отправил нас не в ту сторону. По пути встретился большой указатель, оставшийся, видимо, с советских времён, и о, чудо! – название водопада на нём было написано на башкирском – Ғәҙелшә шарлауығы!

Такой радости на новых природных указателях в республике больше нет: моя боль – они только на русском и зачем-то на английском, можно подумать, у нас бывают иностранные турист_ки. Смешно, и неимоверно злит!

Увидев первые припаркованные машины, мы сошли на ноги и пошли к водопаду пешком, по пути видели десятки машин, водители которых пытались проехать дальше, хотя до водопада и так было недалеко. Одна машина смачно застряла в буераках и, разбрызгивая грязь, пыталась выбраться. Несмотря на раннее время (прибыли мы где-то к 10 утра) на пути к водопаду было многолюдно. Одни разбили лагерь и ели, другие шли по тропе. Одна мимо проходящая женщина поинтересовалась ”Где наши мужчины?”, и я подумала, что это явление можно, наверное, назвать ”патриархальной тревожностью”. К счастью, на дворе 21 век, и женщины могут выходить на улицу без ”своих хозяев”, не выходить замуж и даже ходить в походы в чисто женских компаниях, особенно, если некоторые из нас ценят сепарацию от мужчин. От такого вопроса этой женщины мы кринжанули и пошли дальше. Информационный стенд сообщил нам, что до водопада два пути: более сложный и менее сложный. Мы выбрали второй и тронулись в путь. Дорога заняла где-то час.

У водопада Ғәҙелшә три яруса, и на каждый нужно добираться отдельно.

Расположены ярусы недалеко друг от друга, местами подъём может кому-то показаться крутоватым, но толпы людей, которые шли к водопаду, все его одолевали, независимо от возраста, а возрастной диапазон среди походников и походниц в тот день был широким. Фоток Ғәҙелшә не будет: когда перебирала, поняла, что ни одна из сделанных нами не передаёт масштаб самого большого горного водопада Башкортостана. Придётся вам его увидеть самим. На вершине мы устроили пикник, отдохнули и тронулись в обратный путь. Поняла, что у меня есть только один критерий удачности похода: вернуться с него тем же количеством и в том же качестве, какими ушли, в том смысле, что целыми, невредимыми и без морального ущерба! Если это обозначить как задачу похода, то всё остальное: обнаружение объектов, покорение вершин и тд – сверхзадачи. Путь важнее цели.

Фото: моя любимая спутница.