Сегодня ты ЕГЭ не сдал, а завтра родину предал!
У школьников началась сдача ЕГЭ. И по неимоверному множеству постов в Вконтакте, Твиттере и т.д., складывается впечатление, что учителя и родители вбили абсолютному большинству, что ЕГЭ – самое-главное-событие-в-жизни. И если они его провалят, то жизнь, считай, тоже провалена. ЕГЭ позиционируется как пиковое событие в жизни человека, причём людьми, которые сами его не сдавали и у которых школьная программа была проще.
То есть не важно, какому делу ты хочешь посвятить свою жизнь. И, видимо, самореализация и самоопределение также не входят в число вещей, над которыми нужно задумываться. И уж тем более это не изучают в школьной программе.
ЕГЭ может и предполагалось, как нечто “вечное и доброе“, но так уж вышло, что всё у нас делается по старому армейскому принципу “что однообразно, то не безобразно“ и сводится к единому стилю и стандарту. Но проблема здесь в другом – в крайностях. Если судить по количеству новостей об очередной волне самоубийств после провала ЕГЭ, о массовости реальной паники школьников до его сдачи, то начинает казаться, что учителя травят своих воспитанников специально, чтобы им “жизнь мёдом не казалась“. А родители, беспокоясь о высоком балле своих чад и забывая, что в школе их и без того загружают, лишь добавляют “масла в огонь“. Невольно конечно. Но этого “масла“ хватает чтобы запудрить человеку его неокрепший мозг и заставить думать, что сдать экзамен важнее чем: а) самореализоваться; б) создать семью; в) сделать мир лучше в конце концов. Этого в школе не проходят и ЕГЭ на эти темы не сдают.
Да, ЕГЭ важно для поступления, но на этом его роль заканчивается.
Во всём жизненном многообразии, которое ожидает вчерашних школьников впереди, ЕГЭ по значимости сопоставимо со ссаной тряпкой на заборе. И ценность у них тоже примерно одинакова. Остаётся надеяться, что когда эти дети, как им говорят, войдут во взрослую жизнь, сами задумаются над тем, чем они хотят жить и чему посвятить своё существование. Раз уж к этим мыслям их не могут привести ни семья, ни школа.
Ещё мне стало интересно, что думают сами старшеклассники о роли ЕГЭ в их жизни. Я опросил нескольких знакомых и оказалось, что некоторые уверены в его высокой значимости, ведь это “первый и важный экзамен“, значение которого нельзя умалять, и страдают от него разве что учителя, которые готовят школьников к выпуску. Другие согласились, что от ЕГЭ в их жизни, по существу, зависит только одно – поступят они учиться на бюджет или на коммерцию. В остальном, это обычная контрольная, толку от которой как от вышеобозначенной тряпки. Поинтересовался я и мнением людей, которые имеют непосредственное отношение к организации единого экзамена. Они рассказали, что в связи с нередкими суицидами на почве провального экзамена, со школьниками и учителями проводятся профилактические беседы.
“Жизнь, Серёжа, она разная“, – поучительно сказала мне одна знакомая школьница, когда мы спорили о значимости ЕГЭ. Трудно не согласиться, особенно когда жизненные приоритеты находятся на разных полюсах не то что у одного поколения, а даже у двух людей, сидящих за одной партой на этом самом едином государственном.