Фестиваль We-Fest в Перми

Фестиваль We-Fest в Перми

Отгремел ежегодный фестиваль We-Fest“, который проходил 4 дня в Перми, на площадке Центра городской культуры. По данным организаторок в нём приняло участие более 500 человек.  К слову, о людях, которые организавали этот ивент – вот имена этих прекрасных женщин: Дарья Вершинина, Ольга Антипина, Надежда и Александра Агишевы, Алена Чуприкова, Людмила Кузнецова, Мария Лысачкова, Алиса Клоц (научный консультант) и Татьяна Синицына (куратор выставки). На фесте были лекции, круглые столы, манифесты, мастер-классы, тренинги, киноклуб, перфомансы, консультации, выставки. Мы, уфимские феминистки, показали там документалку «Не пытайтесь это повторить» на тему криминальных абортов в Советском союзе. Программа фестиваля была очень насыщенной, и физически я была не в состоянии посетить все мероприятия, но увидела немало и впечатлений получила массу! Ну, и конечно познакомилась с соратницами из пермских и фем- и ЛГБТК+сообществ. Стоит уточнить, что в первые два будних дня мероприятия проходили в вечернее время, а в выходные дни – практически весь день.

День первый

Фестиваль начался с открытия персональной выставки екатеринбургской художницы Ксении Маркеловой под названием “В(вне)“. Экспозиция была представлена предметами, инсталляциями, картинами и рисунками, где главной темой было тело, его фрагменты и вариации. Тряпичные фигурки, залитые воском, туловища без конечностей, конечности без туловища, и снова лица, тела, ноги, руки…. местами жутковато, местами любопытно. Ксения провела собравшихся по залам, рассказывая о своих работах и о том, какая задумка заложена в ту или иную композицию.

Далее прозвучали манифесты 5 женщин – личные рассказы на разные темы.

Анастасия Норова поделилась своим опытом жизни с РПП (расстройство пищевого поведения) и как оно стало для неё проблемой психологического характера – переросло в булимию. Ольга Нугуманова, маммолог и феминистка, рассказала про отношение общества к женской груди, когда все вокруг знают о том, что делать с грудью женщины, лучше самой женщины. Женская грудь принадлежит только женщине, – напомнила Ольга, и добавила: Грудь женщины не принадлежит её мужу. И феминисткам тоже не принадлежит!. Елизавета Ковзова поведала о пластической хирургии и о своём опыте на этом поприще. Это твоё тело, и ты можешь с ним делать всё, что захочешь (в рамках здравого смысла и уголовного кодекса), – считает спикерка, я с ней полностью согласна. Единственное, что не понравилось в речи Елизаветы — это фетфобная риторика. Даже если говорящая сравнивает себя, а не кого-то другую, с бегемотом, это не отменяет элемента фэтфобии. Перчинку в манифестацию внёс анонимный манифест об опыте секса втроём, который зачитала сексолог Ольга Стрелкова. Героиня манифеста предложила мужу попробовать секс МЖМ, он согласился – на сайте знакомств они находили себе партнёров, но всё пошло не так, как ожидала женщина. Спойлерить не буду.

Все манифесты можно послушать на пермском интернет-портале Zvezda.

Во второй день был круглый стол на тему домашнего насилия с участием московской фемактивистки Дарьи Серенко и представительниц благотворительных фондов, кризисных центров и социальных служб Пермского края, а после Серенко читала лекцию на эту же тему, её запись можно посмотреть. Вечером состоялся перфоманс пермской художницы Елены Рэмбо. Девушка предложила желающим женщинам пройти в зал и поучаствовать в нём. В зале был приглушен свет, на экране пульсировал видеоряд, а ассистентка художницы создавала на музыкальном инструменте медитативные звуки.

Мы все сели в круг, и сначала мне было дискомфортно, но когда Елена предложила всем взять друг друга за мизинцы, моя тревожность стала спадать.

Это напоминало игру сломанный телефон, только мы передавали друг другу не слова, а прикосновения. Цепочку имульсов запускала Елена, но также и любая из нас могла это сделать, поскольку все участницы перфоманса по определению включены в действо в одинаковой степени. Я не видела сзади сидящую девушку, но пыталась точно воспроизвести её прикосновения к моему телу. И это оказалось очень непростой задачей. Я пыталась прислушаться к своему телу – и всё равно улавливала не всё, и не точно. Этот момент натолкнул на мысль, что у меня слабая связь связь со своим телом. Что у нас, в процессе социализации, связь с телом ослабевает, на что накладывает свой отпечаток общественная объективация женщин. И когда твоё тело тебе не принадлежит, то и идентификация манипуляций с нашим (уже не-нашим) телом затрудняется, например, какие прикосновения несут в себе элемент насилия? Какие прикосновения можно идентифицировать как тревожные звоночки? Наши взаимодействия в рамках перфоманса проходили в течение 40 минут в полном молчании, так что мысли в этот момент меня посещали разные. Например, что все женщины связаны – схожим женским опытом, и у нас больше общего, чем мы думаем, и что любая незнакомая женщина по этому пункту нам всегда будет ближе, чем мужчина, но при этом в патриархате мы отстоим друг от друга дальше, чем мужчины друг от друга. В общем, мой мозг постоянно анализировал происхоящее, а кто-то, возможно, предался медитации. После мы обсудили все переживания и чувства, которые вызвал у нас перфоманс. И было ощущение, что эти женщины стали мне родными, меня накрыло чувство покоя и комфорта. Для меня перфоманс удался.

День третий

Видела в программе, что в 12 часов заявлен тренинг по самообороне, но рано вставать мне не хотелось, да и то, что тренером был заявлен мужчина, мне не добавило мотивации. Поэтому третий день у меня начался с нашего кинопоказа – документального фильма БашФем “Не пытайтесь это повторить“. После обсудили фильм, люди задавали вопросы и делились впечатлениями. После я, пользуясь случаем, сообщила собравшимся про ситуацию с Юлей Цветковой, которую арестовали за бодипозитивные рисунки, и предложила всем желающим поддержать флешмоб #СвободуЦветковой. Все сделанные фото орги потом разместили в группе фестиваля.

Следующим пунктом в программе было выступление транс-активистки Екатерины Мессорош (СПб) на тему Как я стала женщиной?. Мероприятие инициировало пермское ЛГБТК-сообщество Радужный мир, людей пришло много, зал был полон, активистки перед входом в зал раздавали просветительскую литературу. Выступление спикерки прошло спокойно и продуктивно, слушательницы и слушатели задавали вопросы. Единственое, что мне не понравилось в словах лекторки – это гейфобная риторика, которая резануло по ушам. Считаю, что на всем стоит избавляться от такого в своей речи, раз мы все — в одной лодке, и если хотим формировать безопасное пространство вокруг себя. После выступления Екатерины, во время вопросов и ответов, в воздухе в очередной раз возникла традиционная дихотомия “радфем и транс-персоныв негативном ключе. В такие моменты во мне просыпается адвокатка радфем, и перед тем, как задать выступающей вопросы, я воспользовалась случаем, чтобы сделать видимой свою группу – трансинклюзивных радикальных феминисток.

На минуточка, у меня всё просто: если человек транслирует риторику насилия в сторону кого бы то ни было просто за то, что друг_ая относится к какой-то группе – это неприемлимая позиция для меня. И это касается всех.

Третий день фестиваля завершился для меня поэтическим вечером, который провела фемактивистка Дарья Серенко. Это мероприятие меня тоже увлекло, потому что феминисткая поэзия – та область, к которой я питаю интерес, но пока мало что про неё знаю, и хотела бы узнать больше. В выступлении Дарьи, которая также пишет стихи на феминистские темы, звучали имена таких современных российских поэтесс как Оксана Васякина, Галина Рымбу, Лолита Агамалова и др. Если вам эта тема интересна, то можете начать со статьи Елены Георгиевской, а дальше искать текст по именам указанных поэтесс. Дарья отметила, что отнощение общества к женской поэзии такое же, как к женщинам – она должна быть удобной, украшать и услаждать слух. Феминистская поэзия поднимает острые темы — важные для женщин, и это одна из её ценных граней, но, разумеется не единственная.

Кстати, Оксана Васякина в этом году стала лауреатом литературной премии Лицей с поэмой Когда мы жили в Сибири“.

Также во время поэтического вечера был интересный момент: Дарья предложила создать общий поэтический текст – We-текст: для этого вывела на экран гугл-документ и ссылку на него выложила в группу фестиваля. Все желающие могли по ней пройти и внести в коллективный текст что-то своё. “В конце вечера прочитаем что у нас получится“, – сказала Серенко. Я недолго думая, решила, что это отличный способ донести до собравшихся (а это уже была другая аудитория) информацию про арест Юли. И когда Дарья зачитывала в конце мероприятия получившийся текст, она прочла в том числе следующее: У нас фестиваль, а где-то в далёком Хабаровском крае возбуждено дело против фемактивистки Юлии Цветковой. Запустим же флешмоб #свободуЦветковой.

Четвёртый день ознаменовался для меня знакомством с пермским киноклубом “Сёстры по кадру“, о котором можно прочитать отдельную статью. После я зависала на выставке За нашу и вашу свободу (Диссиденты. Правозащитники. Пермские политлагеря), которая разместилась в одной из залов Центра городской культуре, к фем фестивалю не отностилась, но в контексте преследования Цветковой, выглядела очень актуальной. Об этой выставке расскажу в следующей статье.

А про пермский феминистский фестиваль We-Fest могу сказать только одно: он удался! Было интересно и приятно стать частью такой масштабной феминистской инициативы!

Фото: Дарья Макарова. Больше фото — здесь.

Ева Айсын