Фолк-фестиваль в “Огнях Уфы“

В первый день весны состоялся фестиваль фольклорной музыки, претендующий на добрую ежегодную традицию. У каждого коллектива было 20-30 минут на выступление. Хэдлайнерами были назначены “Тролль гнет ель“ и “Аркона“. В целом получилась компания  достаточно разноплановых фолк-коллективов, поэтому в этот вечер звучала народная музыка на любой вкус. А это значит, что сумели угодить всем…

Первыми на сцену вышли “Aeterna“. Солистка Дарья Петрова — миловидная девушка, изящная и романтичная на вид с приятным голосом и манерой пения без надрыва. Тематика песен оказалась интригующей: пираты, капитаны и прочие приключения. Музыка звучала мелодично, во многом благодаря скрипке и флейте. У сцены сразу же начали собираться и потихоньку приплясывать первые слушатели. А к концу выступления группу уже поддерживали справными аплодисментами и провожали очень тепло.

AeternaНа смену “Этерне“ пришла группа “Gilead“ с экзотическими инструментами в руках: виолончель, волынка, арфа и прочие дудочки, названия которых далеко не все знают. Звук был умопомрачительно-ирландский, народный. Настраивался коллектив под нежную мелодию, и струнный перебор арфы мигом собрал у сцены остававшихся в стороне зрителей. Потом погас свет, в загадочном полумраке музыканты вышли на сцену в накинутых на голову капюшонах и начались зажигательные пляски. Музыканты не пели — только играли и объявляли названия композиций и общались с залом. Играли задорно, умело сплетая звучание всех инструментов в сложные, “многослойные“ композиции — и забавно приплясывали в своих длиннополых плащах. Многие мелодии были всем знакомы, но прозвучали несколько по-новому, бодрее и веселее.

GileadВо время их выступления прошел первый организованный слэм (это действо, когда парни толкаются и врезаются друг в друга, чтобы выплеснуть избыток энергии — этакая дружеская “шутливая“ потасовка), собрался первый за вечер хоровод. Королевами танцпола в этот вечер были две барышни, одетые в русские народные костюмы: вышитые сарафаны, цветные платки. У них не было шансов остаться без внимания. Когда эти девушки просто стояли и хлопали, то все равно выделялись своими нарядами среди людей в рокерско-черном и клетчато-шотландском. Когда они начали плясать в русско-народном стиле (то есть, например, крутиться взявшись за руки, или просто вокруг своей оси) это смотрелось очаровательно аутентично. Сарафаны расправлялись, узоры на ткани превращались в стремительный калейдоскоп. В это время вокруг барышень уже собрались поклонники, осыпающие их аплодисментами и просящие фото на память. А уж когда дамы в сарафанах совсем разгорячились, уже совсем не аутентично показывали рокерскую “козу“ и вскидывали кулаки в рокерском задорном “хэй!“, это выглядело еще умилительнее. К слову, рокерская манера поведения у публики была вовсе не случайной: в большинстве своем коллективы исполняли не просто фольклорную музыку, а играли в стиле фолк-рок. 

Третьими на сцену вышел башкирский фолк-коллектив “Аргымак“ и просто разрушил стереотипы о башкирской музыке. В звучание башкирских музыкальных инструментов вроде курая органично вплетался и жесткий рок, и мелодичные напевы веселых эпосов, и даже башкирское регги… Пели, конечно, на своем родном языке, но солист Ринат Рамазанов переводил название каждой песни и даже немного рассказывал о ее содержании. Впрочем, и без объяснений в ритме, мотиве, мелодике легко угадывались и галоп черного коня, и поступь башкирского героя-богатыря. Зал с восторгом принимал любой жанр, охотно танцевал подо все песни и очень тепло поддерживал артистов. В заключение своего выступления Ринат произнес очень трогательную речь про то, как замечательно, что есть такой фольклорный фестиваль, потому что фолк надо беречь, ведь главное не “тынц-тынц, унц-унц“, а та духовность, та память истории и наших предков, которая заложена в словах песен и их народном звучании. Зрители бурно поддержали, хотя не исключено, что многим больше слов понравилось то, как солист произнес “тынц-тынц, унц-унц“…

АргымакВыступление “Алконоста“ стало отличным поводом для фирменной рокерской фишки под названием “потрясти хаером“. Хрупкая тоненькая и изящная девушка Ксения Побужанская на пару со вторым солистом выдавала своим голосом мощные гроулы и сама успевала поразмахивать длинными волосами. Тем же занимались музыканты по бокам, и это одновременно с игрой на гитарах. В зале уже раззадорились не на шутку и тоже трясли головами независимо от длинны волос на них.

“Тролль гнет ель“ оказались любимцами многих, пришедших сюда зрителей. Даже то, как настраивалась группа в перерыве, было достойно внимания: колоритный мужчина Константин Румянцев хриплым голосом большого мультяшного тролля говорил в микрофон “ха-хэй, хо-хо-хоу!“, а потом совершенно обычным, будничным произносил: “В мониторы чуть добавь, и давай ударные проверим“. После саундчека солист сообщил: “Мы сейчас переоденемся и вернемся — будем выглядеть как настоящие питерцы, которые все деньги тратит на книги, а на одежду почти ничего не остается“. Группа быстро вернулась в концертных костюмах — сам Константин предстал перед публикой в “декоративно-обтрепанном“ комбинезоне, надетом на голый торс. Со времени этой метаморфозы с публикой он общался только голосом “тролля“, достаточно панибратски, но именно в той степени, когда это мило, но не слишком навязчиво. Песни были и новые, и старые, все в равной степени зажигательные и почти каждая из них — веселая история про эль. Те, кто умел плясать по-шотландски, весело вскидывали ноги, выстроившись в рядок и положив руки друг другу на плечи. Те, кто не умел, воспользовались услужливой подсказкой солиста о том, что под эти песни можно просто прыгать, — уже хорошо. Под “Лови лосося“ провели традиционный тотальный концентрический хоровод, втянувший в себя почти всех, включая не успевших спрятаться в угол зала. И хотя “Тролль“ периодически возмущался, что зал “ни черта не слышно“, все равно восторг публики был очевидным.

Тролль_гнет_ель“Аркона“ милостиво позволила публике отдохнуть и отлучиться за водой-соком: настраивались хэдлайнеры долго и тщательно. Тем, кто никуда не пошел отлучаться, включили фоном медитативные шаманские напевы, а синий сумрак в зале дополнил иллюзию: казалось, что находишься где-то на берегу таинственного озера, затянутого туманом,  где-то в этих клубах синего дыма раскачивается в магическом трансе древний маг — и ты невольно раскачиваешься в такт его пению. Потом свет зажегся, появилась солистка Маша Архипова в роскошных мехах и мигом разогнала дремотный мираж своей мощной энергетикой. Тот глубокий женский вокал и по-мужски сильный гроул — ее голоса дело, хотя многие до сего момента пребывали в уверенности, что гроулит “какой-то могучий мужик“. Кульминация наступила, вся публика стала единым целым, слэмы и хороводы участились, возгласы “ха!“ стали максимально громкими. Группа исполняла и проверенные хиты, и новинки с еще даже не вышедшего альбома: таким подарком для слушателей стала “Сербия“. Композиция “Заклятие“ — выделялась из общей массы сдержанным вокалом без гроула и максимальной мелодичностью, вбирающей в себя магический речитатив заклинания. Одну песню “Аркона“ исполнили вместе с девушкой из “Тролль гнет ель“ — такая вот музыкальная дружба. Каждую композицию Маша заканчивала благодарностью публике за столь активную поддержку и вообще была щедра на теплые слова. В качестве подарка публика получила две  песни на бис.

“Аркона“ стала сильным аккордом, достойным завершать весь фестиваль, который, по отзывам публики, удался. Зрители еще долго делились впечатлениями у гардероба, в коридорах и на крыльце развлекательного комплекса. А каждый из артистов посчитал своим долгом со сцены пожелать фестивалю большого будущего.

Фотографии и видео: Кристина Казарина

Logo

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.