Мраморные красоты Карелии

В один из дней пребывания в Республике Карелия мы решили съездить в горный парк “Рускеала“ – главную достопримечательность этого региона, расположенную у посёлка Рускеала. “Уникальный в Европе, первый в России, единственный в Карелии“ – гласит слоган парка на его сайте. Из города Сортавала, где мы жили в эти дни, до места назначения добрались за 40 минут на автобусе. Кроме того, с прошлого года от станции Сортавала до этого горного парка был запущен туристический ретропоезд на паровой тяге, интерьер которого выполнен в стиле “Николаевского экспресса“, на нём мы вернулись обратно.

Меня, человека, привыкшего к диким раздолбайским условиям на природных объектах и прочих достопримечательностях наших башкортостанских широт (1, 2 ,3, 4), очень впечатлил уровень сервиса в парке Рускеала. Не сказать, что он там очень высокий, скорее это у нас он очень низкий. У меня создалось впечатление, что устроители парка “Рускеала“ постарались сделать всё “для людей“, уделив внимание деталям и удобству.

Здесь есть оборудованные тропы, смотровые площадки, большая парковка, детские площадки, бесплатные туалеты, парочка кафе, установлены лестницы, ограды, мостики, информационные щиты, а в холодное время года, с наступлением темноты, включают световую иллюминацию, освещающую мраморные склоны. Мне особенно понравилось, что кроме кассы на входе в парк, внутри есть терминал для покупки экскурсий, то есть не нужно возвращаться назад, если захотелось посетить что-то ещё. Думаю, близость Европы здесь имеет не последнее значение – парк ориентирован в том числе на туристов и туристок из Европы, к тому же прямые поезда из Санкт-Петербурга намекают на то, что энная часть посетителей “Рускеалы“ – приезжие из северной столицы. На первый взгляд, персонал здесь – тот же, наш, российский, но требования у руководства к ним другие и планка перед ними поставлена другая. На водном транспорте в Рускеале рулят угрюмые мужчины, но они вежливые, потому что есть инструкции, и как говно здесь себя не поведёшь.

Рускеала – историческое место: при Екатерине II здесь начали добывали горные породы (мрамор, гранит), которые широко применись архитекторами для украшения дворцов и соборов Санкт-Петербурга. Центральное место в парке занимает Мраморный каньон, в котором когда-то добывали мрамор, а теперь он затоплен прозрачными грунтовыми водами.

Красота неописуемая, которую можно с разных сторон лицезреть с многочисленных смотровых площадок и/или взять водную прогулку на самоходной платформе или  лодке. Для тех, кому близок экстрим, есть возможность скатиться на троллее (по троссу, протянутому от одной части каньона до другой) или прыгнуть на верёвке (роуп-джампинг), кстати, это удовольствие здесь стоит 1500, а у нас на Айских притёсах за эту услугу берут 2300.

Мы решили посмотреть на штольни, где раньше добывали мрамор, и выбрали экскурсию “Подземная Рускеала“. До этого мне доводилось видеть только пещеры, сотворенные временем и водой, а тут я попала в ту, что много лет назад создали люди, взрывая толщу. На стенах сохранились рабочие метки шахтёров прошлых веков. Во второй половине 19 века мрамор постепенно вышел из моды, уступив место граниту. Каменоломни лишились госзаказов и стали приходить в запустение. Их арендовали финны, и на построенном неподалёку заводе начали выпускали известь и мраморную крошку. В 1939 году началась Советско-финская война, и каменоломни были покинуты и временно заброшены. После войны завод и месторождение стали восстанавливать.

Но самый старый и глубокий карьер в результате взрывных работ затопило. Сейчас на его месте – глубокое озеро с прозрачной водой, туда мы и вышли в финальной части экскурсии, и стало понятно, почему на входе в штольни нам выдали не только защитные каски, но и спасательные жилеты — здесь мы двигались по понтонным настилам на воде.

И вышли к месту, которое называется Рускеальским Провалом: если посмотреть с поверхности земли, то это огромная, затопленная грунтовыми водами дыра в земле. Провал появился здесь сравнительно недавно – в 60-х годах прошлого века из-за этих активных работ – взрывов на соседних мраморных карьерах, когда подточенная многолетними разработками горная порода, не выдержала, и осыпалась, образовав огромную дыру в земле. Размеры Провала немаленькие: примерно 20 на 30 метров.

Эффект от массивных мраморных столбов, возвышающихся из изумрудного цвета воды, усиливался подсветкой и музыкой, то симфонической, то хоральной. Мы вышли к гроту, который соединялся с мраморным каньоном, где нас ждала самоходная платформа, чтобы по воде вывезти на поверхность. Нам, искушённым вершинами-тысячниками Южного Урала, поначалу было непонятно, почему этот парк называется горным. Никаких гор мы здесь не увидели. Потом пришли к мнению, что название парка связано с тем, что мрамор и гранит – горные породы, и, соответственно, в Рускеале велись горные разработки. Чтобы не объесться экскурсиями, мы решили больше их не брать, и остальную часть времени гуляли самостоятельно. Если отдаляться от центра парка, то территория теряет облагороженный вид – здесь есть что ещё делать и доделывать строителям, во что вкладывать деньги. Парк оставил приятное впечатление. Единственное, потом мы задались вопросом: а насколько парк инклюзивен для маломобильных граждан_ок – есть ли там пандусы, лифты для людей на инвалидных колясках, и пожалели, что не обратили на этот важный пункт внимание.

Фото: Ольга Лесная. Видео: авторки.