Женщины Шупашкар

Женщины Шупашкар

Шупашкар – это чувашское наименование Чеборсар, столицы Чувашской Республики, куда я с подругами ездила на февральских праздниках. Этот регион не граничит с нашим Башкортостаном, но находится недалеко, так что поездка до места назначения заняла у нашей компании 9 часов на автобусе с пересадкой в Казани. Из каждой поездки в другой регион я стараюсь вынесли хотя бы одну статью о новом месте, рассказывая о городе, его театрах или музеях. На этот раз отойду от этой схемы и расскажу о репрезентации женщин в городском и культурном пространстве Шупашкар (представленности женских образов и персоналий). К моему приятному удивлению, её много. Ну как много: больше, чем в Уфе.

Начну с самого величественного и монументального памятника женщине в Чебоксарах – монумента Матери-покровительнице. Эта 46-тиметровая скульптурная доминанта в виде женщины в национальной чувашской одежде сделана из каррарского мрамора, находится недалеко от Чебоксарского залива и является символом Чувашской Республики. На табличке внизу постамента на двух языках написана фраза “Благословенны дети мои, живущие в мире и любви“. Я “детей” сразу же переделала в “сестёр”, возмутившись зашкаливающей матерецентричности российских памятников про женщин. Но мне нравится, что в отличие от волгоградской “Родины-матери” у чебоксарской матери руки подняты в призыве к объятиям, и жест несёт в себе мирный смысл. Но есть и плохая новость: “От постамента уже отвалилось не менее восьми плит, каждая весом в несколько килограммов, – пишет автор телеграм-канала “Сердитая Чувашия“ и задается вопросом: “Чем власти Чебоксар будут заменять один из ценнейших сортов мрамора, добываемый в Италии, который сегодня нам даже никто не продаст?”.

У ворот Чебоксарского государственного художественного музея меня встретила ”Аталпи” – 4х-метровая скульптура в виде персоны со вскинутыми руками, в которых она держит серп, молот, цветы и платок. “Атал” – чувашское название Волги. И, видимо, эта скульптура олицетворяет реку как источник жизни. Через 5 шагов, на переднем фасаде самого музея разместилась “Муза” – скульптурная композиция от Владимира Нагорнова, автор Матери-покровительницы. А внутри художественного музея женщины посыпались на меня как из рога изобилия: на фоне картин на бытовую и историко-культурную тематику каждая пятое полотно было про женщину. Правда, все картины были мужского авторства: во всей экспозиции я обнаружила лишь две работы художниц. Тем не менее я была приятно удивлена гиноцентричности постоянной выставки. Картины с национальной тематикой переходили в соцреализм: “Чувашка Ирина” Спиридонова (1946), “Девушка перед будильником” Зайцева (1937), “Портрет чувашской женщины” Кокеля (1954), “Чувашка в национальном костюме” Бычкова (1915). Мать, кормящая грудью ребёнка в поле – “Страда. Мать” Овчинникова (1974),  и трудящиеся “Крановщица” с “Маляром [женщиной]”. Несколько картин было про невест и со сценами замужества, и много чего другого-разного, вплоть до картины “Обнаженная женская модель со спины” Алексея Кокеля – того самого основоположника чувашского профессионального изобразительного искусства.

Но дальше – больше! Очень интересно выглядит монумент “Роза мира” – бронзовые фигуры 7 женщин, которые, как кариатиды, держат лепестки лотоса, олицетворяющие 7 основных мировых религий. На верхушке постамента вкруговую расположены 7 изречений, воспевающих любовь и единство. Мне понравилась вот эта: “Религий много, но цель одна, народов много, но земля одна”. Монумент находится на территории этнопарка Амазония с разнообразными аттракционами для детей и взрослых. Моё внимание там привлекла аллея скульптур с белыми фигурами амазонок. Пишут, что на чувашском языке слово амазонка “ама-ҫын“ переводится как “женщина-человек“ или “ама-ҫĕн“ – “женщина побеждай“. Есть легенда, что чуваш_ки являются потомками воительниц. На аллее расположились 7 из них: Барспит, Херкка, Тамарислу, Рокшанак, Боарикс, Ылтăнçуç, Мирина. У каждой из них стоит своя история.

Перейдем к стрит-арту, который оживляет городское пространство и радует мой глаз:

Нарспи – героиня самой известной одноименной чувашской поэмы встретит вас у ТРЦ “Каскад” (первое фото в статье). Её авторка – молодая художница Ксения Кокель, внучка того самого основоположника чувашского ИЗО. Вот здесь местное ТВ сняло репортаж про впечатляющую работу художницы. А на одном из домов мы увидели красочный мурал с изображением художниц и музыканток. Дом оказался стеной учебного корпуса Чебоксарского педагогического, а автор мурала – 23-летним дизайнером-граффитистом.

Есть в городском пространстве Чебоксар и изображения реальных женщин: например, бюст Екатерины II недалеко от Чебоксарского художественного училища.

Если верить местным СМИ, житель_ницы выбрали эту персону большинством голосом среди таких вариантов как Высоцкий, Пушкин, Есенин, Столыпин, Жуков, Зоя Космодемьянская. Но я не верю, что в стране, где властьпридержащие привыкли фальсифицировать голоса, где-то может быть честное голосование. Тем более пишут,  что этот памятник появился в Чебоксарах в рамках всероссийского проекта “Аллея Российской славы“, созданного с целью возрождения народного патриотизма. Якобы “организаторы проекта безвозмездно изготавливают бюсты великих людей, прославивших Россию“. Ну-ну. В общем, так в столице национальной республики появился памятник правительнице-колонизаторке. Понятно, что в те века все друг друга раздирали, чуваш_ки жили между натиском то Московскии, то Казанского ханства, и набеги на них делали все, кому не лень – от нагайцев до башкиров, но сейчас-то всё это можно пересмотреть, отрефлексировать, включив деконониальную оптику. Кстати, в Чувашской художественной галерее висит картина Никиты Сверчкова “Колонизация Чувашии”, написанная художником в 30-е годы. На полотне изображено как омоновцы московитяне ведут на цепи избитых и пленённых чувашей.

По официальной истории чуваш_ки добровольно вошли в Русское государство, то есть советскими историками был придуман миф о “добровольном вхождении“. То же самое было проделано и с башкирским народом.

Есть в Чебокасарах бюст Надежды Крупской, установленный еще в 40-е годы в парке её имени. Это персона женского гендера мне больше импонирует хотя бы потому, что будучи большевичкой внесла вклад в дело освобождения женщин, в частности занималась ликвидацией безграмотности. Ну и завершу эту подборку женщин Шупашкар шопером, который приобрела в Чувашском художественном музее. Моя любимая сказочная персонажка Баба Яга – принт с иллюстрацией Адель Ефейкиной к чувашской народной сказке “Земля поглотила“, 1961 год.

И в качестве бонуса: нашлось в Чебоксарах место и памятнику небинарной персоне, причём установлен он с благословения Патриарха Алексия II, и якобы – в нескольких городах России:

“Добрый ангел мира” – монумент, символизирующий стремление человечества к миру и надежде на светлое будущее. В полусфере, символизирующей нашу планету, стоит ангел с голубем в руках – символом мира и надежды. Очень актуально сейчас. Мира, ангелов и надежды сейчас очень не хватает.

Фото: авторка (1, 5),  Виктория Самигуллина (2, 3, 4)

Ева Айсын