Мир татарской женщины!

Мир татарской женщины!

В этом году я побывала на трёх уличных экскурсиях – не только в Уфе, но и в Казани – и эти приятные воспоминания греют мою душу в преддверии прохладной осени. 

“Мир татарской женщины” – это проект казанских историнь и исследовательниц про историю татар и татарок. “Разговор по душам современных татарок о женском мире”, – написано в описании их телеграм-канала, из чего следует, что в приоритете здесь именно женские исторические фигуры. В рамках своего проекта женщины проводят разные мероприятия, в том числе уличные экскурсии. Я поехала в Казань и сходила на одну из них под названием “Мир татарской женщины на рубеже 19 и 20 веков”.

В солнечный летний день человек 10 собрались на площади у театра имени Галиаскара Камала, где нас встретила экскурсоводесса, историня Гузелия Гиматдинова.

Первым делом Гузелия озвучила имена своих коллегинь, с которыми совместно и был создан проект “Мир татарской женщины”, в частности, разрабатывали маршруты экскурсий. За каждой экскурсией стоят кропотливые исследования этих потрясающих женщин, ведь область исторического женского, тем более в локальном контексте, мало изучена. Вторым делом Гузелия обратила внимание собравшихся на нейминг городского пространства: мы стояли на площади драматурга Камала, перед нами была улица режиссёра Салимжанова, позади – улица поэта Тукая. Одни мужчины, собственно. И потому важно говорить о женщинах, которые внесли вклад в развитие истории, культуры и общества на татарстанской земле – такую мысль выразила экскурсоводесса, и начала свой рассказ с личности Сахибжамал Гиззатуллиной-Волжской, первой актрисы, которая внесла большой вклад в становление и развитие татарского театрального искусства, и не только Татарстана, но и Башкортостана (про моё знакомство с Сахибжамал я писала в прошлом году). По мере продвижения по маршруту мы услышали историю Фатихи Аитовой меценатки и просветительницы, которая основана первую в Казани женскую гимназию. Не подумайте, что Фатиха была купчихой. Такой возможности у татарских женщин не было. Фатиха была дочерью купца, и после смерти отца получила наследство, часть которого и вложила в развитие женского образования. Она же по сути легализовала светское образование для женщин в Казани. Если раньше девочек обучали только абыстаи жены имамов и мулл, и только религиозным дисциплинам, то после появились могаллимә учительницы светских предметов. У мужчин тогда, конечно же, было больше возможностей для обучения: они могли учиться дальше и поступать в университеты, а женщины вытребовали себе такую возможность только после первой мировой войны.

Кстати, у татарского языка, несмотря на его гендерную нейтральность, неплохо обстоят дела с феминитивами: могаллим/могаллимә (учитель/учительница), табиб/табибә (врач/врачиня), шагыйр/ шагыйрә (поэт/поэтесса) и т.д.

Экскурсоводесса рассказала нам про выдающуюся женщину Мехлису Буби (Нигматуллину)  первую женщину-кади в России. Кади мусульманская чиновница, судья, вершащий правосудие на основе законов шариата. Мехлиса выступала на равноправие женщин и мужчин, в одно время жила и работала в Уфе, заведовала семейным отделом ЦДУМ, в связи с этим стала одной из фигур лекции “Забытые женщина Башкортостана”, которую читала моя соратница на ФемТусаФесте. У “Дома Шамиля” – одной из достопримечательностей Старо-Татарской слободы, наша проводница рассказала о Биби-Марьям-Бану Апаковой – дочь богатейшего казанского купца, которая слыла законодательницей мод и была благотворительницей.

Гузелия принесла нам открытки и фотографии с изображением героинь своей экскурсии, показала чулпы своей прабабабушки – накосное украшение татарок.

Кроме того, на этой прогулке звучали имена Сары Шакуловой, первой татарки-профессорки математики, получившей образование в Сорбонне, Магруй Музафарии, поэтессы-феминистки, первой из татарок, сбросившей с себя чапан, Галии Марджани, которая знала наизусть Коран, Гайши Апанаевой, первой татарки, получившей высшее медицинское образование. В этот момент мы подошли к красивейшему дому Юнусовых-Апанаевых в стиле модерн, где сейчас, по словам экскурсоводессы, располагается городская поликлиника.

Экскурсия Гузелии длилась больше двух часов. Завершив маршрут, экскурсоводесса начала прощаться, но люди не спешили расходиться, благодарили, задавали дополнительные вопросы. Я чувствовала счастливую усталость. Теперь мечтаю попасть на другие экскурсии “Мира татарской женщины”, ну и вы обратите внимание на этот замечательный проект!  

Также стоит послушать лекцию Гузелии на тему “Татарский феминизм в начале ХХ века, а был ли?“ (лекторий Фемкызлар, март, 2023)

 

Ева Айсын