“Человеческий голос“ в Уфе

“Человеческий голос“ в Уфе

На этой неделе уфимцы имели возможность послушать монооперу “Человеческий голос“. Приобщиться, так сказать, к наследию французского авангарда: к детищу композитора Франсиса Пуленка и драматурга Жана Кокто, впервые представленному парижской публике в 1959 году. У нас «Человеческий голос» поставила режиссёрка Ляйсан Сафаргулова, а исполнительница главной роли Фларила Иркина получила на реализацию этой постановки грант Минкульта РБ.

Заинтригованная всем этим, я направилась в ГКЗ “Башкортостан“.

Итак, сев в кресло, я увидела на сцене национальный симфонический оркестр РБ под руководством Камиля Абдуллина. За оркестром на дополнительной сцене-возвышении стояли декорации, внутри которых разворачивался сюжет оперы. Задник сцены занимал белый экран с видом пустой комнаты – здесь создатели использовали компьютерную графику. По сюжету молодая женщина разговаривает по телефону со своим бывшим любовником, который оставил её и собирается жениться на другой.  Глядя на потерянное безжизненное состояние женщины, кажется, что телефон – единственное, что ещё связывает героиню не только с любимым, но и с жизнью.

Вся опера построена как широко развернутый монолог, но по сути он превращается в диалог, так как невидимый собеседник представляется зрителю реальным действующим лицом.

Поведение героини намекает зрителю, что она не в себе: время от времени к ней заходят молодые люди в форме санитаров (Юлия Ныркова, Айнур Максютов), а в качестве телефонной трубки женщина использует свою туфлю или другие предметы обихода. Большая часть текста шла на языке оригинала, парочка фрагментов была спета Фларидой на русском. Перевод шёл на экране, который был расположен на уровне ног оркестрантов, поэтому глазам сидящих на балконе был труднодоступен. Но, как известно, опера – это представление, где читать дословный перевод необходимости нет – достаточно прочитать либретто в программке, а всё остальное “расскажут“ жесты, движения и эмоции героев и, конечно же, Её Величество Музыка. Оркестр дополняет, “договаривает“ за героиню, раскрывает её душевное состояние

Вокал Флариды Иркиной – ещё одна причина, почему на «Человеческий голос» стоило сходить. С удовольствием посещу концерты этой певицы, работающей в нашей Башгосфилармонии.

Удивительно, но в палитре эмоций покинутой героини нет двух явных – обиды и злости. Она принимает разрыв смиренно и покорно, как собака, которую выгнали за дверь, и продолжает говорить экс-любовнику про свою любовь, наслаждаясь крупицами его внимания. Мы видим полное подчинение: женщина повержена, но всё ещё болезненно предана из последних душевных сил. В этой связи видится закономерным, что режиссёрка поместила действие оперы в интерьер лечебницы. Там же возник вопрос: если бы Сафаргулова решила отзеркалить героиню и сделать вместо неё героя – ведь у женщин нет монополии на страдания – то как бы к этому отнеслись грантодаватели? А ведь это был бы революционно-новаторский ход, выправляющий клишейный образ зависимой женщины, уже порядком поднадоевший в произведениях искусства. Да и название произведения открывает поле для такой рокировки. Так что может быть однажды мы услышим и такую версию этой знаменитой монооперы.

Фото: с сайта gkzbashkortostan.ru.

Ева Айсын