“Первая татарская феминистка“

“Первая татарская феминистка“

Недавно сходила в татарский театр “Нур“ в Уфе, но рассказать хочу не о спектакле “Старик из деревни Альдермеш“, который смотрела в тот вечер, а о том, что было до его начала. У этого театра есть опция – для тех, кто идёт к ним группой, сотрудницы “Нура“ могут организовать экскурсию по театральному музею и рассказать об этом храме искусства. О том, что такая экскурсия пройдёт для участниц и участников уфимского книжного клуба (Book Club Ufa), я узнала в их телеграм-канале, и хоть на их книжные встречи так ни разу ещё не попала, решила с ними сходить в театр, тем более давно в “Нуре“ не была. Пресс-секретарка “Нура“ Гульшат Сафина, которая вела экскурсию, поделилась с нами некоторой информацией о театре, и, кроме всего прочего, остановившись у большого портрета женщины, рассказала о первой татарской актрисе – Сахибжамал Гиззатуллиной-Волжской.

Дело в том, что в свои 20 лет Сахибжамал, приехавшая из Казани, организовала в Уфе татарскую труппу под названием “Нур“, наследником которого является современный татарский театр “Нур“ в Уфе.

Более того, была первой женщиной в мусульманском мире, которая начала играть на сцене: до неё в татарском театре играли исключительно мужчины, причём и женские роли тоже. Актрис не было в силу патриархальности и религиозности татарского/мусульманского уклада.

И Сахибжамал, возмущённая этим, изменила эту особенность, и по сути совершила революцию в татарском театре.  “Это первая татарская феминистка“, – сказала экскурсоводка с гордостью.

Я впервые услышала об этой деятельнице татарского театра. И даже немного стыдно, учитывая, что мы не раз делали в Уфе акцию Женская историческая ночь, и имя этой великой женщины там тоже могло бы быть, если бы мы о ней знали, эх… Но теперь точно будет в будущем! И сильно голову пеплом посыпать не буду, ведь проблему “невидимости женщин“ ещё никто не отменяла – а мы только пытаемся, но нас мало. Экскурсоводка Гульшат с горечью упомянула, что персона Сахибжамал Гиззатуллиной-Волжской недостаточно удостоена вниманием потомков, но об этом ниже.

Революционный путь женщины был трудным, только представьте – так шатать патриархат в то время: в итоге на актрису покушались (стреляли, кидали камнями), но Сахибжамал всё это не остановило.

У актрисы, к счастью, была поддержка со стороны друзей, подруг и прогрессивной творческой интеллигенцией того времени. Например, она была дружна с татарским поэтому Габдуллой Тукаем, который посвятил ей строки: “Лишь вышло солнце – мир лучистый засверкал / Так Гиззатуллина: лишь вышла – счастлив зал / Всевышний подарил им равный блеск лучей / Ему играть средь туч, играть на сцене ей“. Жизнь у актрисы была нелёгкой, как и у многих в те годы, полные войн. Похоронена Сахибжамал в Казани на татарском кладбище в Ново-Татарской слободе. Как буду в этом городе, обязательно схожу, положу цветы и почту память этой великой женщины.

В этом году было 130-летие со дня рождения актрисы, и Гульшат упомянула, что читала лекцию про жизнь и деятельность Сахибжамал.

И вот мы подобрались к главной проблеме, которую озвучила лекторка в конце выступления: не сохранилось ни одного видео с первой актрисой мусульманского мира, ни в Уфе, ни в Казани нет улиц её имени или табличек на домах, где Сахибжамал жила. Гульшат поделилась тем, что кое-что в “Нуре“ в этом направлении делается: например, планируется спектакль-ода про актрису, а также учреждена медаль имени Сахибжамал Гиззатуллиной-Волжской, которой будут награждать выдающихся персон, внесших вклад в татарский театр. Ну и мы с вами можем помочь в деле сохранения памяти нашей выдающейся землячки – как минимум, знать о ней, не забывать и рассказывать другим.

Фото: авторки.

Ева Айсын