Шихан “Торатау“ и места ГУЛАГа

Шихан “Торатау“ и места ГУЛАГа

Недавно открыли с друзьями сезон вылазок на природу: съездили на шихан “Торатау“. Путь от Уфы до места назначения занял на машине чуть больше часа по трассе в сторону города Стерлитамак. Время мы выбрали удачное: людей рядом с этой природной достопримечательностью было немного.

Шиханы – это останцовые возвышенности с правильными склонами и вершиной; уникальны тем, что сложены из чистейшего известняка – останков кораллов, моллюсков и другой древней фауны, которая бурно развивалась в Пермском море в конце палеозойской эры, – говорит справочник. Плюс к этому нужно добавить, что шиханы населены видами растений и животных, которые занесены в Красную книгу. Но для некоторых шихан – это всего лишь сопка, которую нужно раскопать, чтобы добыть углекислый кальций, необходимый для производства соды. В связи с этим из четырех шиханов, имеющихся в Башкирии, нетронутыми на сегодняшний день остаются три – Юрактау, Куштау и Торатау, а четвертый – Шахтау практически полностью переработан стерлитамакским предприятием “Сода“.

Промышленная лапа тянется и к оставшимся шиханам – сейчас под угрозой находится Куштау, и это вызывает праведный гнев общественности. Есть подтвержденные факты, что для обеспечения “Соды“ имеются альтернативные источники углекислого кальция – месторождения, которые не претендуют на статус ценных природных объектов, но не выгодные заводу из-за неблизкого расположения.

SAM_1796

Как адекватный человек понимаешь, что памятники природы нужно сохранять, природу надо беречь, но когда воочию видишь какое величественно красивое зрелище представляет собой Торатау это убеждение усиливается в разы. От шихана трудно оторвать взгляд, хочется им любоваться и любоваться.

Подняться на Торатау не трудно, если сделать это с его пологой стороны: для этого мы прошли через небольшой лесок, усеянный псевдоподснежниками, которые Гугл определил как ветренницу дубравную. По дороге наткнулись на парочку деревьев, пестревших повязанными на них лентами. Похоже, людей, верящих в силу этого места, здесь бывает немало. Кто-то даже повязал полотенце. По одной из легенд шихан служил местом преклонения древних тюрков небесному божеству. Возможно, на горе совершались религиозные обряды и ритуалы до принятия башкирами ислама.

С вершины холма нам открылся вид на развалины ГУЛАГовских бараков, от которых сохранились лишь стены.

SAM_1711

Позже мы спустились и посмотрели это историческое место вблизи. В голове сразу вспыхнуло хайямовское: “Осторожно ступай по земле. Каждый глины комок, каждый пыльный комок был красавицы юной зрачком“. У входа в один из бараков увидели табличку с надписью “Здесь в XX веке был лагерь заключенных ГУЛАГ. Да будет прощено всё здесь происшедшее“.

Бетонные стены с кусками стальных решеток стали местом для надписей приезжающих: “Тюмень 2009“, “Ульяновск 18.05.14“, “Здесь была Риммочка“ и т.д. Мне, видимо, никогда не понять для чего всё это надо делать. Как и того, зачем люди, выбираясь на пикник, разбивают лагерь у стен бараков, когда можно отойти в любую сторону на метров 300 – и вот тебе красивая полянка. Что их прельщает? Возможность скинуть за стену мусор перед отъездом?

SAM_1775

В поисках информацию об этом месте нашла блог путешественника Ирека Насырова и его статью “Катаржане ГУЛАГа в Башкирии“. Автор пишет, что информации о башкирских лагерях ГУЛАГа в Интернете не так много, но кое-какие материалы удалось собрать журналистам из салаватской общественно-политической газеты “Выбор“. Некоторые выдержки из статьи автора выложу сюда на правах цитирования: чтобы помнить.

“Лагеря системы ГУЛАГ, как вы понимаете, появились в Башкирии не случайно. После войны экономика страны была разрушена, требовалось ее восстанавливать. У республики огромный нефтехимический потенциал, базовыми для его раскрытия стали Салават, Ишимбай и Стерлитамак. Логично, что на эти стройки привлекли большое количество военнопленных и собственных заключенных, включая дезертиров, предателей и политических…

В салаватский строительный ГУЛАГ №18 входили 10 лагерей: 5 лагерей с общим режимом, по одному с усиленным и штрафным, а также каторга, тюрьма и один женский лагерь под номером “3“. Всего порядка 30 тысяч человек. Но содержались женщины не у горы Торатау, как многие ошибочно полагают, а в районе молокозавода в Ишимбае. Но жизнь от этого у них была не легче. Женщин привлекали к тяжелым физическим работам, например, рытью траншей под трубопроводы…

SAM_1778

Лагерь у Торатау, пожалуй, был самым худшим из всех. Заключенные немели от ужаса при одном его упоминании. Что же их пугало? Во-первых, тяжелейшие условия труда. Три тысячи заключенных, закованных в кандалы (их никогда не снимали!), добывали и жгли известняк, фактически убивая себя. Во-вторых, условия проживания в лагере были тяжелейшими. Я и сам обратил внимание на то, что бараки буквально вросли в землю. Талые горные воды, вероятно, полностью подтапливали жилища арестантов, превращая их жизнь в настоящий ад. Очевидцы рассказывают, что лица у заключенных из шиханского лагеря мало напоминали человеческие, а в глазах стояли боль и ненависть ко всем, кто пришел с воли. Там, за колючкой, люди умирали ежедневно. Причем не только от голода, холода и болезней. Убийства совершали сами заключенные, озверевшие и утратившие все человеческие чувства, а также банально проигрывая жизни друг друга в карты…

Со смертью “вождя всех народов“ Иосифа Сталина и развенчивания его культа личности Никитой Хрущевым лагеря ГУЛАГ в Башкирии были упразднены. Это случилось в мае 1953 года. Кто-то смог выжить в этом аду. Но, судя по отсутствию воспоминаний каторжан в Интернете про лагерь у шихана Торатау, таковых очень мало“.

Уезжая отсюда, мы с друзьями подумали, что на основе этих бараков ГУЛАГа можно было бы создать музей истории ГУЛАГа в Башкирии. По примеру Перми, где такое место превратили в  Мемориальный комплекс политических репрессий “Пермь-36“. Жаль, что у нас никому это не нужно.  

Фото: Ольга Лесная.

Sobaka Pavla

Ева Айсын