“Школа театрального блогера“ в Уфе

“Школа театрального блогера“ в Уфе

С 30 августа по 2 сентября в Башкирском государственном театре оперы и балета проходила “Школа театрального блогера“, где в качестве спикера была приглашена музыкальный и театральный критик из Москвы Лариса Барыкина.

Подобные курсы проходят во многих городах страны. Суть их – объяснить пишущим о театре людям и журналистам, как рассуждать о спектаклях, на что обращать внимание, какие нюансы стоит учитывать.

Подать заявку мог любой желающий. Говорили, что все будут проходить отбор. В итоге сначала решили брать 7 человек, затем 12. Потом сошлись на 14. Всего было более 50 заявок, что, на мой взгляд, ничтожно мало. Но, возможно, большая часть людей, которым это могло быть интересно, просто не были в курсе. Потому что кроме как в соцсетях, информация об этой “школе“, насколько я знаю, нигде не размещалась. Возможно, решили, что те, кому надо, сами узнают.

Но мне кажется, что о таких событиях, хорошо бы говорить активнее и больше.

В огромном потоке информации, “кто надо“ может и не узнать. А подобные мероприятия, я думаю, интересны большому числу людей.

В первый день мы собрались в театре перед началом двух неоклассических спектаклей Дмитрия Антипова – “Времена года“ и “Рапсодия“.  Но официально всё началось 31 августа. К сожалению, я пришёл уже под конец, и насколько я понял, речь в основном шла о том, чем классический балет отличается от неоклассического, и от пластического спектакля. Обсуждали и спектакли Д. Антипова. Многие были в полнейшем восторге, но были и те, кто решил просто ничего не говорить. И был я, который сказать хотел, но опоздал. Может и к лучшему.

1 сентября больше говорили о самой критике. О том, как рассуждать, о принципах, понимании, что такое критика. Главная мысль этого дня — “Или говорить честно, или промолчать“. Поэтому, когда вечером мы посмотрели сдачу концерта “RudyDanceLab“, я на последующем обсуждении сказал лишь о некоторых вещах, которые оказались мне близки.

2 сентября разговор шёл больше о современной оперной режиссуре и немного о современном танце. Обсуждали оперы, которые мы смотрели. Я очень далёк от оперы и музыкального театра. И потому всё, что говорилось о том, как воспринимается и “читается“ опера, для меня было “Воу, ничего себе“. Потому что обычно я просто вижу сюжет и только, а мои искушённые друзья видят и слышат, как и почему разворачиваются отношения между героями, как и через что раскрываются сюжет и  замысел. И почему здесь именно такая тональность, а не другая, и как решена конкретная партия. В опере есть нюансы, которые надо понимать, чтобы увидеть её целиком. В неё стоит вникать ещё до того, как вы сели смотреть оперный спектакль.

Поэтому интересны лекции, которые устраивает наш театр оперы и балета перед премьерами. Как было, например, с “Царской невестой“ Филиппа Разенкова и “Фаустом“ Георгия Исаакяна, премьера которого намечены на 13 и 14 сентября.

Конечно, подобные курсы рассчитаны на ограниченное количество слушателей. Потому что нужна какая-то индивидуальная работа. Но это не было школой. Может, нужно было больше времени для всего этого, может – другая форма. Мы всё хорошо и интересно обсудили, но как было верно замечено, это скорее лаборатория, чем школа.

“ Школа театрального блогера“ – проект Ассоциации театральных критиков (АТК).

Я думаю, что проект призван увеличить количество людей, пишущих про театр в Интернете. Пишущих с пониманием, что такое профессиональная этика, слог, взгляд на театр в понимании АТК. Наверное, им хочется чтобы было больше людей, которые будут говорить о спектаклях в традициях действующей театральной критики. А не один бесячий Вилисов (Виктор Вилисов, московский театральный критик, прим. ред.) которого они, как власть – Навального, называют то “проектом“, то “персонажем“, и всуе не произносят его фамилию. Нам, может, бесконечно не нравится, кто что делает и как, но я думаю, если в итоге люди приходят в театр – значит всё правильно и не зря.

Театр сам по себе выше наших склок.

Так что, мне кажется, развивать надо не театральное блогерство, а зрителя. Делиться записями спектаклей, устраивать больше лекций, открытых репетиций, приглашать самых разных режиссёров и устраивать под их началом лаборатории, где людей не будут учить смотреть и понимать, а где зрители будут учиться самостоятельно рассуждать о театре. И всё будет хорошо.

Фото: Ильсияр Шакирова.

Сергей Першин