Форум “UrbanБайрам“, или как мы можем изменить город

С 19 по 21 ноября на ВДНХ прошёл III международный градостроительный форум “UrbanБайрам“. Его организовал молодой отдел стратегического планирования Архитектурно-планировочного бюро Уфы, в задачу которого входит разработка и реализация проектов, связанных с развитием городской среды и общественного транспорта. В течение трёх дней студенты-архитекторы и другие жители города имели возможность узнать нечто новое для себя. Например, как правильно организовать сеть общественного транспорта, как должна по уму развиваться городская среда. На форуме присутствовали эксперты из Кореи и Италии, которые детально показали, что и как должно создаваться и планироваться. Они брали в качестве примера город, в котором реализовали свои проекты (например, Барселона), рассказывали, как в нём обстояли дела с транспортом, а затем с помощью схем и графиков показывали, что изменилось в этом городе после сделанной ими работы.

И вот трамваи уже не создают пробки, не нужно расширять дороги до бесконечности, и из одного конца города в другой можно добраться без проблем в любое время суток.

IMG_20151121_154408При этом планировщики понимают, что для каждого города работают исключительно свои принципы, и нельзя, например, взять и скопировать транспортную схему Барселоны и наложить её на Уфу; и что очень трудно отучить людей от личного автомобиля в пользу трамваев, тем более таких, как у нас – старых, разваливающихся и шумных. Ведь в Барселоне трамваи скоростные и комфортные.

На данный момент иностранные специалисты в области планирования городской среды и архитекторы совместно с организаторами форума разрабатывают систему транспортного движения, создают проекты по развитию города. И я надеюсь, они всё это когда-нибудь реализуют. Понятно, что это задача не года и даже не трёх лет. В том, что касается системы транспорта, по их словам, они только завершают сбор информации, в рамках которой как сами, так и через договорённости со школами, университетами, фирмами, они опрашивали людей об их передвижениях по городу: в какое время, на каком автобусе и сколько им идти до остановки. Честно говоря, меня слегка насторожил предложенный ими тест. Потому что заполнив его до конца, понимаешь, что при  желании тебя будет очень легко найти по этой информации. Но, понимая важность проекта по развитию общественного транспорта, я честно заполнил все графы.

Однажды я читал отзыв об этом опросе. Оказалось, что учителя школ заставляли учеников заполнять этот тест не только за себя, но и за двух воображаемых друзей. Зачем – неизвестно. Возможно, по старой советской привычке – чтобы перевыполнить план. Родители тоже забеспокоились, что невесть кто будет знать, какими автобусными маршрутами и в котором часу их чадо перемещается по городу. Но вроде всё обошлось: ребята из отдела терпеливо объяснили им, для чего всё это нужно, и по крупицам собрали нужную информацию.

IMG_20151121_140555Также отдел планирования собрал сведения о том, в чём нуждаются жители непосредственно в местах своего проживания: парки, парковки, велодорожки, магазины, освещение и многое другое. Реализованных проектов у креативщиков по планированию городской среды пока нет, и не по причине отсутствия должного финансирования или “распила“ выделенных средств. По их словам, проекты требуют сбора огромного объёма информации, долгого анализа и планировки, не говоря уже о согласовании со всевозможными инстанциями.

Это труд не одного года. Но в эти несколько дней форума они показали жителям, что можно действительно сделать нашу жизнь чуть лучше.

IMG_20151121_143155Рассказали не только о проблемах, но и о преимуществах разных районов Уфа. По всему выставочному залу ВДНХ располагались стенды, где были указаны сильные и слабые стороны районов нашего города согласно проведённому организаторами анализу. Там же были карты районов, куда каждый желающий мог приклеить бумажку с пожеланиями той или иной постройки или улучшения. Возле каждого подобного стенда проводились мастер-классы: возле “Зелёной рощи“ – по ландшафтному дизайну, у “Дёмы“ – кукольный спектакль для детей, у “Сипайлово“ – по каллиграфии. В другой части павильона проходил своеобразный чемпионат по сортировке мусора. Со стороны это может показаться, конечно, глупым, мол, какая разница, как выбрасывать мусор, и вообще – с чего это царственные особы в лице простых жителей города должны сами сортировать его перед выбросом, если для этого есть специальные службы? Но если подумать, то сортировка мусора – процесс важный и нужный. Без неё вся груда бытовых отходов попадёт на бесконечно разрастающуюся свалку, где будет гореть, разлагаться и, следовательно, загрязнять воздух. К сожалению, мало кто осознаёт это. В петиции, которую собирали в пользу сортировки мусора, за несколько дней форума расписались всего около 100 человек.

Когда я после форума ехал домой, то понял, что как-то иначе стал смотреть на наш город. Ведь действительно, каких-то маршрутов много, а каких-то не хватает. Есть огромное количество частных автобусов, и плюс к ним ПАЗики и Нефазы. Все ли они нужны? Контролирует ли вообще кто-то разрастающийся парк автобусов? Ради чего расширяют дороги? Почему на улице Ленина каждый угол освещается, а улица Авроры, например, “темна и полна ужасов“? Почему велодорожки в Уфе – это просто бессмысленная и беспощадная разметка на тротуарах? Вопросы можно задавать бесконечно. Те из жителей, которые пришли на форум, могли убедиться, что действительно есть проекты, которые можно реализовать и исправить ситуацию в городе к лучшему. Правда, для этого нужно не ворчать, что “это всё – распил“, “никому ничего не надо“, “все всё изгадят“ и прочее в таком духе.

Для начала нужно хотя бы не мусорить в своём городе и проявлять разумную инициативу. Не относиться по-свински к тому месту, где ты живёшь.

Собака

Фото: автора.