Шевчук/Ситдикова/Морозова/Тайганова – кто это?

Шевчук/Ситдикова/Морозова/Тайганова – кто это?

Шевчук/Ситдикова/Морозова/Тайганова – это фамилии четырёх художниц, которые жили и творили в Башкирской АССР, и их работам посвящена выставка “Вопреки“ в ZAMAN MUSEUM. Выбор именно этих персон для экспозиции её составитель_ницы объясняют так: этих женщин объединяет два момента – они не имели профессионального образования, когда встали на художественный путь, а также начали его в зрелом возрасте.

Кстати, неимоверно круто, что в ZAMAN MUSEUM сть целый проект “Нафиса“, который исследует визуальное искусство женщин на территории республики, и “Вопреки“ – как раз часть его.

Узнав, что на выходных будет экскурсия по выставке, да ещё и на двух языках: в субботу – на русском, в воскресенье – на башкирском, я решила, что мне обязательно нужно на обе, и 30-градусный мороз меня не остановит. Было важно не только услышать про малоизвестных башкортостанских художниц, но и поддержать (вниманием и деньгами) уфимскую институцию, которая повышает видимость женщин.

Также у меня также была цель познакомиться с экскурсоводкой и исследовательницей Гульназ Галиевой, чья статья про идентичность на perito меня в своё время очень впечатлила, о чём я и сообщила новой знакомой, когда мы после экскурсии около часа стояли и говорили о разном.

Гульназ предупредила собравшихся, что она – не художница и не искусствоведка, поэтому не будет  говорить о выставке с таких экспертных позиций, а расскажет про социально-политический контекст, в котором героини жили и творили. Позже моя подруга заметила, что такое уточнение было очень созвучно тому, что и сами художницы были в своей среде непрофессионалками. И это не помешало им достичь высот мастерства талантом и трудом, а также благодаря поддержке со стороны. Кто-то из них отучилась в зрелом возрасте, а кому-то отсутствие профильного образования не помешало стать в будущем членами Союза художников (и художниц) Башкирской АССР. Оказалось, что пару имён я уже слышала из лекций художника Шамиля Шаева “Женщины в искусстве Башкортостана ХХ-ХХI“, которые я ещё не досмотрела (там их 8).

Итак, что я узнала на выставке “Вопреки“:

  • Вера Морозова оказалась в Уфе в качестве ссыльной жены “врага народа“, а позже встала у истоков башкирской школы скульптор_ок. Вера Георгиевна – авторка первого памятника Чехову в Таганроге, а на выставке “Вопреки“ можно увидеть сделанный ею бюст писателя Мажита Гафури и одну из кукол, которую Вера делала для продажи, чтобы прокормить себя и свою дочь, когда они жили в селе Бакалы. Сейчас исследователь_ницы из zaman museum на связи с внуком Веры Морозовой, который заинтересован в увековечивании памяти своей бабушки-скульпторки.
  • Фания Шевчук занималась живописью как хобби, писала картины в самодеятельной студии, а художественное образование получила в 48, будучи многодетной матерью и много лет проработав в училище искусств и пединституте. Художница писала природу, натюрморты, портреты. У Фании было шесть персональных выставок, как в Уфе, так и в Санкт-Петербурге. Теперь буду называть Юрия Шевчука не иначе как сыном Фании Шевчук, поскольку без мытарств матери в его судьбе, он не стал бы тем, кто он есть.
  • Адия Ситдикова начинала уборщицей в мастерской уфимских художников, когда переехала сюда из Татарстана, и после недолгого замужества осталась с маленьким ребёнком на руках. Глядя на маститых авторов, она сама, не без их поддержки, начала пробовать писать картины, и благодаря своему упорству и таланту через 30 лет была среди членов Союза художников (и художниц) Башкирской АССР с персональными выставками и признанием в профессиональной среде. Главная тема работ Адии – быт и культуры башкир_ок и татар_ок.
  • История Клары Тайгановой впечатлила меня больше всего. В отличие от предыдущих персон художница всю жизнь прожила в деревне Новые Балыклы Бакалинского района, первое время работала в совхозе, а в возрасте 42 лет начала писать картины и заниматься оформлением школьных классов, будучи руководительницей местного Дома культуры. У художницы своеобразный стиль, не “испорченный“ академизмом. Мне не удалось узнать как создатель_ницы выставки узнали о Кларе Тайгановой, ведь её работы нигде никогда не выставлялись, к тому же многие из них даже не сохранились. Гульназ сообщила, что ездила в Бакалинский район и общалась с сестрой Клары Маргаритой. Слушая историю этой художницы, я думала, что таких “невидимых“ женщин могло быть много в разных частях Башкортостана. И если сейчас мы можем узнать о них по их личным страницам в соцсетях, то раньше такая информация оставалась недоступной широкому кругу людей.

Свой рассказ Гульназ завершила словами, что каждой из этих художниц приходилось преодолевать разные препятствия на пути к своему призванию, и они стали художницами и скульпторками вопреки обстоятельствам. И тут важно заметить, что помимо жизненных трудностей того времени (война, голод, репрессии), у женщин были ещё и гендерные препятствия – тяжесть заботы и ухода за ребёнком/детьми, особенно если муж умер или сбежал, а также о пожилых родителях – всё это ложилось в первую очередь на плечи женщин.

А сейчас неочевидная многим мысль: быть женщиной – это значит ходить постоянно под риском мужского харассмента и(или) изнасилования, если работаешь в мужском коллективе, и если сейчас есть шанс об этих проблемах рассказать и получить хоть какую-то поддержку от общества, то раньше скорее всего 100% услышала бы “сама виновата“ и получила примерно ноль поддержки.

Выставка “Вопреки“ небольшая, в ней порядка 18 экспонатов, через видеопанели можно посмотреть репортажи про Адию Ситдикову и Клару Тайганову а в импровизированную “книгу имён“ – вписать имена своих знакомых художниц.

Продлится выставка до 11 января 2024 года, вход свободный. Рекомендую сходить, а лучше – попасть на январскую экскурсию, анонс которой появится в канале zaman museum.

Фото: авторки.

Айсын Гайса