Арт-брат: шаг второй, фактурный
Год назад на культурном небосклоне Уфы возникло новое театральное событие – фестиваль театров малых форм “Арт-брат“. В этом году оно имело продолжение: в течение 7 дней уфимцы могли посмотреть более 10 постановок, представленных театральными коллективами Уфы и других городов – Нижнего Новгорода и Ульяновска, а после показа – поучаствовать в обсуждении спектаклей с авторами и членами жюри. На этот раз площадку для фестиваля предоставили творческие пространства “ФАКТУРЫ“, расположенные в ТЦ “Башкортостан“. Ежевечерние посещения спектаклей “Арт-брата“ стало настолько привычным делом, что в завершающий день было немного грустно прощаться как с мероприятием, так и с организаторами, актёрами и зрителями, успевшими за неделю стать арт-братьями.
Фестиваль открылся моноспектаклем “Наташина мечта“ от альтернативного театра “Перспектива“ (Уфа). На сцене появилась девочка-подросток Наташа из детского дома и более часа рассказывала зрителям о своей жизни: детских воспоминаниях, отношениях с обитателями детдома, о том, как она решает проблемы кулаками, прыгает на спор с 3 этажа и… мечтает. Мечтает о большой любви. Чтоб с белой фатой, конфетами и толпой завидующих подруг за спиной. Наташа ищет того единственного, кто скажет главные для неё слова: “Ты реально самая клёвая девчонка на земле“. Когда в её жизни появляется журналист Валера, чтобы написать о ней заметку, девочку наполняют радужные надежды, которые потом разбиваются вдребезги, столкнувшись с реальностью, где у Валеры есть девушка. Расстроенная Наташа с младых ногтей знает, что за своё счастье надо бороться, и собирает подруг на тёмное дело. Актриса Анна Бурмистрова ярко и эмоционально передала трагедию 16-летней девочки, с раннего детства столкнувшейся с несправедливость жизни: “Почему одним всё, а другим ничего?“, – спрашивает она. Монолог Наташи держал зрителей в тисках эмоционального накала с первой до последней минут, а перевоплощение было таким ошеломляющим, что с трудом верилось, что на сцене – та же актриса, которую недавно видела в роли великосветской Анны Одинцовой в спектакле РДТ “Отцы и дети“.
Гости из Нижнего Новгорода – Независимый театральный проект “Крупный план“ привезли на фестиваль моноспектакль “Запев Мадонны с Пинеги“ режиссёра Владимира Кулагина по прозе Федора Абрамова. Из уст актрисы Нижегородского театра драмы Натальи Кузнецовой зрители узнали историю любви, смирения и надежд героини Евдокии Дунаевой – русской женщины с непростой судьбой. Её 50-минутный монолог вместил в себя всю горькую долю советских женщин 20-40-х, прошедших через огонь и воду, но не растерявших веру в себя и светлое будущее. В монолог героини удачно вплетались фрагменты военных песен, старорусские напевы и частушки, которые очень колоритно исполняла сама актриса. Спектакль “Запев Мадонны с Пинеги“ можно описать эпитетами “сокровенный“, “духовный“, “светоносный“. От поставки веяло теплом затопленной печи, чудилось потрескивание поленьев и проникновенный голос “русской Мадонны“ обволакивал и погружал в уютную атмосферу благостности. Эмоционально открытый зритель, безусловно, запомнит “крупные планы“, на которых строится этот, – внешне аскетичный, но богатый внутренне, – спектакль.
“Урок“ Ольги Новицкой – моноспектакль, привезенный из г. Ульяновск, захватил внимание зрителей не меньше (читать здесь).
Проект “the ТЕАТР“ из Уфы показал зрителю две работы. Первая – “Рыдания“ по пьесе Кшиштофа Бизе в постановке Алсу Галиной (читать здесь) и спектакль-притча “Девичий источник“ в постановке Руслана Абрарова (читать здесь).
Спектакль “Блиндаж“ Театра юного зрителей “Маска“, увидеть, к сожалению, не получилось из-за неудобного времени показа – 4 часа буднего дня. Ата-та.
Еще один моноспектакль в программе фестиваля – “Цыпленок из букваря“, поставленный режиссёром Линасом Зайкаускасом в стенах Башкирского государственного академического театра драмы им. М. Гафури. “Цыпленок из букваря“ – это история одинокого человека Маулита, “вечного ребенка“, живущего в своем мирке, созданном стенами квартиры. Выходом наружу для главного героя является окно, через которое он наблюдает целыми днями, а его любимая и единственная книга еще со школы – букварь, где находятся объяснения всем его жизненным вопросам. За полтора часа главный герой в исполнении Алмаса Амирова раскрывается перед зрителем со всех сторон: в одних сценах это доверчивый, простодушный человек, в других – завистливой и хитрый. Весь спектакль над Маулитом невидимо довлеют два противоположных образа: умершей бабушки (добра) и опекуна – дядя Равиля (зла). И только в конце спектакля постепенно открывается завеса, обнажающая истинные цели его некоторых поступков. В этот момент вектор восприятия героя смещается от сострадательности в сторону неоднозначности. Но ненадолго. Мастерская игра Алмаса Амирова снова возвращает нас в русло сопереживания трагедии маленького человека с негласным призывом не быть безучастными к чужой душевной неустроенности.
Театр “Эндорфин“ закрыл фестиваль спектаклем “Скамейка“ режиссёра Рената Фатхиева. “Эндорфин“ – это уличный театр, работающий в необычном жанре “маски“. Цель коллектива, по словам создателей, – простым, доступным языком говорить о важном. Но поскольку актёры бессловесны и маски исключают мимику, как средство передачи эмоции, то всё “объяснение“ происходящего держится исключительно на пластической импровизации, а в случае с этим спектаклем, – ещё и на и музыкальном сопровождении. “Скамейка“ – это истории разных людей, которые разворачиваются вокруг обычной скамейки во дворе: ВДВшника, матери и ребенка, аниматора, пенсионера, бомжа и других. Это тот “уличный театр“, который каждый день происходит в нашей жизни, но мы обычно редко замечаем его персонажей, ещё реже – понимаем. В этом спектакле они становятся нам ближе и понятней. От просмотра «Скамейки» в условиях улицы эффекта было бы, конечно, намного больше, но увидеть спектакли Эндорфина вне помещений мне еще не удавалось. Даже те, кому не близка тематика “Скамейки“, могут здесь впечатлиться, воспринимая спектакль как галерею очаровательных в своей брутальности масок.
Вспоминая первый Арт-брат, можно резюмировать, что второй был на порядок масштабнее и насыщеннее. Если в прошлом году я могла без колебаний назвать лучший спектакль фестиваля для себя, то сейчас это было затруднительно из-за большого количества отличных работ.
Желаю фестивалю успешного продолжения в будущем!