Балет “Братья Карамазовы“

Балет “Братья Карамазовы“

Ещё один балет, который посмотрела в августе благодаря проекту TheatreHD – Братья Карамазовы – пластическое прочтение хореографом Борисом Эйфманом романа Достоевского. В итоге получилась полуторачасовая эмоционально насыщенная балетная психодрама на музыку Вагнера, Мусоргского и Рахманинова.

В спектакле задействованы артисты и артистки Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана.

Нужно сразу сказать, что это не иллюстрация к роману Братья Карамазовы, поэтому всех героев нетленной классики вы здесь не увидите, как и всех сюжетных линий. Более того, ждать такого было бы странно, зная специфику балетного искусства. Так что мы в спектакле видим только трёх братьев, их отца и Грушеньку. Нам показывают их характеры через соло-партии каждого героя, после – сцена конфликта Дмитрия с отцом, далее – сцена убийства, и дальше – каторга, терзания и страдания всех братьев.

Как мы знаем, Братья Карамазовы – это не только художественно-философский труд, но и отличный детективный роман.

Так что я между делом пыталась вспомнить, кто же в романе убийца Казамазова-отца. К концу спектакля вспомнила, и поняла, что в балете Эйфмана персонаж действительного убийцы даже не понадобился. Здесь это совершенно не важно. По Эйфману три брата символизируют душу, разум и тело человека. Как и по роману, в балете они совершенно разные – грешник Дмитрий, мечущийся между Богом и Бесами Иван и праведник Алёша. В спектакле совершенно потрясающи сцены, где братья танцуют вместе, иногда сливаясь и создавая гармоничную триаду – тем самым образуя единое целое. К тому же, согласитесь, балетных произведений, где мужчины танцевали бы в таком тесном контакте – можно по пальцам посчитать, так что зрелище это для меня было непривычным. И это прекрасно. А то сколько можно смотреть классические, набившие оскомину, пары М+Ж.

Любопытный момент: нам показали не запись балета, а кино, сделанное по этому балету.

То есть отснятый материал подвергался создателями монтажу, наложению спецэффектов, что вышло, в целом, неплохо. Некоторые спецэффекты подчёркивали мистичность постановки. Но была и ложка дёгтя: все 1,5 часа мы с подругой не могли отделаться от ощущения, что смотрим какую-то рок-оперу из 80-х. И это вносило сумятицу и диссонанс в восприятие. Не на пользу спектаклю пошло и проговаривание закадровым голосом каких-то мыслей из романа: пару раз звучало, например, про если Бога нет, то всё дозволено. На мой взгляд, такой ход ломал выстроенную хрустальную фантасмагоричность балета, поэтому казался мне пятой лапой у собаки. Но восприятие у людей разное, так что, возможно, вам так не покажется. Посмотреть эту работу точно стоит. Ради соло-партий братьев я бы точно пересмотрела!

Ева Айсын