“Дядя Ваня“ на британской сцене

“Дядя Ваня“ на британской сцене

– А хорошая сегодня погодаНе жарко
– В такую погоду хорошо повеситься
(“Дядя Ваня“)

После спектакля я вышла из кинозала как прибитая мешком (впечатлений и восторга). Это один из причин, почему походы в TheatreHD для меня – почти всегда беспроигрышный вариант, если хочется окунуться в мир крутого театра. “Дядю Ваню” Чехова я не читала и никаких инсценировок и фильмов по нему не смотрела, так что открыла этот сюжет для себя впервые. К тому же меня, что редко бывает, посетила гордость за Россию, видя, что вот британские актёры и актрисы говорят текст, написанный 130 лет назад нашим соотечественником, старательно выговаривают русские имена, по православному крестятся.

Люди вникли в чужую культуру, погрузились в неё, бережно разобрали текст, чтобы потом её сыграть, а Чехов по прошествии более века всё также востребован мировыми театрами. Приятно-с.

“Uncle Vanya“ – постановка режиссёра Иэна Риксона на сцене лондонского театра Гарольда Пинтера. Известные лица на афише вносят дополнильный интерес к постановке. Здесь можно увидеть Торина Дубощита Ричарда Армитиджа в роли доктора Астрова, Эми Лу Вуд из сериала “Половое воспитание“ в роли Сони Серебряковой, Тоби Джонса – эпизодического актёра многих известных фильмов. Британский “Дядя Ваня“ – это не только общий план всё 2,5 часа, но и череда крупных. Спектакль был поставлен в период пандемии, и превратился в телеспектакль, снятый в посткарантинной Великобритании для показа в кинотеатрах. Мы видим как актёры и актрисы, а также техническая команда, впервые возвращаются в театр, как готовятся, репетируют.

И играют для пустого зала, и играют мощно … для тех, кого не видят – для нас.

Если обращать внимание на детали, то меня меня ударила по живому сцена, где профессор, желая сообщить домочадцам о своей новой идее, начинает в шутку со слов “Я пригласил вас, господа, чтобы объявить вам, что к нам едет ревизор“, в этот момент великовозрастная няня вскакивает и, всплеснув руками, бежит куда-то наводить порядок. Её останавливают – и вроде бы смешная сцена, но нет: перед нами неграмотная крепостная женщина, которая по барской милости стало членом семьи привилегированных. И дело не в том, что она не читала гоголевского “Ревизора“, а в том, что она вообще не умеет читать. Один этот маленький штрих обнажает глубокий социальный разрыв между няней и остальными, и шлёт привет в реальность, где есть страны, в которых бедные люди не имеют доступа к образованию. Проверила: в чеховской пьесе этого действия нет.

Вообще, в спектакле не раз звучали эмансипаторные нотки из уст героинь, чего тоже явно нет в первоисточнике. 

“Дядя Ваня“ – это история про увядание дворянского хозяйства, нехватку денег и взаимности, неблагодарность и патриархальность, в которую создатели_ницы внесли нотки сегодняшнего дня. Всё это подаётся с традиционным чеховским отказом от трёх “п“: поучений, пояснений и правильных ответов, так что зрителям и зрительницам будет с чем уйти и о чём размышлять.

P.s. Я переживаю, что TheatreHD закроется в регионах, потому что в зале было 5 человек. Если это однажды случится ввиду нерентабельности проекта, то надеюсь, что на их сайте останется возможность платных просмотров в HD качестве.

Фото: theatrehd.com.

Ева Крестовиц

Вам есть 18 лет? (В Российской Федерации действует дискриминационный закон ФЗ-135)