Кто убил собаку по кличке ”Веллингтон”?

Кто убил собаку по кличке ”Веллингтон”?

“Загадочное ночное убийство собаки” (TheatreHD) по своему названию и своему началу напоминает детектив, но эта иллюзия скоро рассеивается. Спектакль Королевского Национального театра Лондона по одноимённому роману Марка Хэддона раскрывает одну очень важную социальную тему – жизнь человека с расстройством аутистического спектра (РАС).

(Посмотрела спект на прошлых выходных в Галерее Арт, повторят 4 августа в Киномаксе. Если вы из другого города, то здесь можно поискать показы в своём)

Главный герой – 15 летний подросток Кристофер, который живёт с отцом, увлекается математикой и однажды находит соседскую собаку убитой. Начав расследование, Кристофер раскрывает не только эту тайну, но и другую – бОльшую тайну из своей жизни, что побуждает его отправиться в Лондон – и для человека, который впервые выезжает один за пределы своего городка – это огромное испытание, требующее навыков выживания.

Здесь завораживает не только игра актёра Люка Трэдуэя, но и визуальные и сценические решения (stage design). Создатели_цы “Загадочного ночного убийства собаки” используют световой дизайн, который превращает аскетично убранную сцену в арт-объект и делает его интерактивным.

Достичь таких эффектов позволяет одновременная работа с изображением, звуком, движением, светом, пространством и восприятием зрителя. За счёт этого улочка маленького городка легко превращается в карту звёздного неба, таблицу математических расчётов, вокзальное табло или эскалатор подземки.  Что также круто – в спектакле нет “взгляда сверху” на того, кто отличается от большинства, нет взгляда исследователя_цы. И это очень важно. Важен язык говорения на равных, и он проще всего достигается, когда говорит сам человек – носитель_ница уникальной информации и опыта. Меня потрясла сцена, где герой впервые в жизни попадает в метро, и как он воспринимает тот поток информации, что льётся на него с рекламных плакатов и других поверхностей. Не факт, что у всех людей с РАС именно так всё и происходит или что они обязательно всё воспринимают по-другому, чем остальные.

Но помнить простую мысль, что другие люди могут воспринимать всё иначе, чем я – критически важный навык. И это можно держать в своей оперативной памяти применительно ко всем людям.

На примере Кристофера (или Илона Маска) не стоит думать, что все люди с РАС, благодаря своим особенностям – это потенциальные учёные или вундеркинды, и тем самым создавать другой стереотип о них. Я бы здесь остановилась на той мысли, что люди с РАС при благоприятных для них условиях, могут не только стать функционирующей частью общества, но и достигнуть бОльших успехов в профессиональном и личностном развитии. Просто потому что люди с РАС – совершенно нормальная часть социума в общечеловеческом смысле, и только от нас зависит – будет ли существовать пропасть между привычными нам людьми и непривычными, которые вынуждены оставаться среди нас “невидимыми”, непонятыми и стигматизированными. Говоря это, я говорю и про себя.

В нашей стране работа с темой РАС отдана на откуп НКО. И к счастью, есть Фонд ”Выход”, ”Антон тут рядом”, Фонд ”Обнаженные Сердца”, Центр проблем аутизма, которые разрабатывают и реализуют программы помощи и практики с доказанной эффективностью. О них тоже стоит знать, рассказывать и поддерживать.

Айсын Гайса