Саратов театральный / знакомство с театром драмы

Саратов театральный / знакомство с театром драмы

“…Я совсем перестала понимать экзистенциальность…“
/из спектакля/

 

Спектакль “Житие Фёдора Михайловича и Алевтины Павловны, или Жаркое ковидное лето“ режиссёрки Марии Шиманской – премьера прошлого сезона в Саратовском театре драмы. Полное название театра – Саратовский государственный академический театр драмы им. актёра Ивана Слонова. Сходила туда пока гостила неделю в столице Поволжья, а выбрала именно эту постановку из-за имени драматургини Ярославы Пулинович. Кажется, эта авторка умеет писать на стыке современности и умеренной комплиментарности, поэтому её пьесы часто ставят российские государственные театры, как столичные, так и региональные.  Из-за этого я до недавнего времени думала, что Пулинович – дама в летах, эдакая Татьяна Черниговская от драматургии, и удивилась, погуглив: оказалось, что по возрасту Ярослава моложе меня, да ещё и регионалка – родилась в Омске, жила в Ханты-Мансийске, училась в Екатеринбурге. Красота!
К тому же пьесы, написанные женщинами, мне интересны их женской оптикой, которая может дорасти и до феминистской.
Но прежде чем крупными масками расскажу про увиденный спектакль, почитайте как выглядит саратовский драмтеатр, вернее – его малый зал, куда вход был с торца здания, так что целиком я этот театр не увидела. Представьте, что вы поднимаетесь в квартиру на третьем этаже. На первом этаже в вашу сумку заглядывает охранник, на втором вы оставляете одежду в гардеробе, на третьем попадаете в тесный “прибанник“ с несколькими креслами у стен, где ожидаете когда откроют двери в малый зал. Я впервые видела такую логистику, и она меня позабавила. Эти простата и скромность мне импонируют, потому что привносят вайбы “театра для людей“, без позолоты и парчи, без пафоса и помпезности, которые за деньги налогоплательщиков.
Культура государственных театров должна умереть. Атмосфера на малой сцене саратовской драмы такая, будто государство оттуда ушло. Но нет, видимо, просто даёт мало денег. А куда утекают наши деньги – мы знаем.

“Житие Фёдора Михайловича и Алевтины Павловны, или Жаркое ковидное лето“ оказался гиноцентричным спектаклем. В чёрно-белом сценическом пространстве, где нужные слова пишут мелом на стенах и полу, разворачиваются взаимоотношения трёх поколений женщин одной семьи – матери, дочери, внучки. У них всё сложно, отчуждение и куча не разруленных конфликтов и обид, поколенческое непонимание матерей и дочерей. Комичные сцены в спектакле строятся на основе “новомодных“ проявлений реальности в речах 36-тилетней дочь главной героини Маши (Дарья Родимова), которая говорит, что её мама абьюзер и токс, и что для счастливой жизни нужны сепарация, антидепрессанты и саморазвитие. Её дочь-подросток Даша (Екатерина Локтионова) живёт в своём мире крашей и мемов, а мать Алевтина Павловна (Любовь Воробьева) обеспокоена болезнью любимой собаки, и это единственное живое существо, с которым просто, и которое не держит на неё обид. 

Ничего не зная о спектакле, я думала, что это история про супружескую пару, которая переживает ковидный период. Но оказалось, что мужское имя в названии  – совсем не мужнино, и даже не принадлежит мужчине, а ковид в спектакле даже не фон, а скорее блики на горизонте.

О ковиде пару раз мелькает в речах героинь, и о нём иногда напоминает средство массовой информации (выполняющее функции иностранного агента): На сегодняшний день количество политических заключенных в России, находящихся в колониях и следственных изоляторах, достигло полутора тысяч человек. От коронавируса с начала пандемии умерло более ста восьмидесяти тысяч граждан. Сгорело шестнадцать миллионов гектаров леса. И мы завершаем нашу программу бодрой песней, которая наверняка поднимет вам настроение в это жаркое ковидное лето. Оставайтесь с нами – драматургиня вставила в свою пьесу политические маркеры времени, подумала я, – пусть пара строк, но сейчас и это как будто много в безвоздушной реальности запуганных людей.

Но вот сейчас я засомневалась: а строчка про политзаключенных точно прозвучала в спектакле? Или создатель_ницы её зацензурировали?

Как бы то ни было, ковидный фактор в спектакле судя по всему должен выполнять роль катализатора отношений, когда у людей в самоизоляции обостряются нерешенные проблемы, но он остался невыраженным. Как будто убери его – и ничего в спектакле не изменится. Из хорошего: постановка динамична, актрисы и актёры второго плана постоянно делают на сцене движуху, используя простые реквизиты, монологи героинь увлекают, а озвученные мысли собаки вводят в полотно спектакля другой взгляд – не человеческий, отражающий реальность на уровне запахов и собачьих воспоминаний. В один момент кто-то из актёров прошёл по сцене с табличкой театр условен, что выглядело как напоминалка всё вами услышанное – это вымысел! не пишите на нас донос!“. К концу спектакля сюжет накалился и дошёл до пика, и история гармонично и логично вырулила в финал: вроде бы не стало особенно лучше, чуда не случилось, рояль в кусках не вырос, но произошло какое-то сближение, разрядка, эмоциональная близость – одним словам с чат семьи вошла надежда. В этот вечер я посмотрела в Саратове хорошо поставленную пьесу про простую и понятную историю про жизнь людей, которые ходят вокруг нас, и которые – есть мы сами. Вероятно, на это намекали пару раз возникшие в руках актрис и актёров зеркала, которые они направляли в зал.

Фото: с сайта saratovdrama.

Айсын Гайса