Форум Ufa Tatar: не хватило Ufa, не хватило Tatarок
Прошедшую пятницу я провела на Форуме Ufa Tatar. Это однодневный цикл мероприятий про сохранение татарской культуры и его продвижение в современном и разнообразном виде. О моём сильном желании попасть на этот движ может говорить одно то, что я, будучи в отпуске на своей малой родине селе Буздяк, проснулась в 6 утра и через час выехала на блаблакаре в Уфу, чтобы успеть к началу форума. Если вы сторонний человек, который задаётся вопросом почему татарский форум проходит в Башкортостане, то короткая справка: Башкортостан – второй после Татарстана регион Российской Федерации с миллионным татарским населением, представители и представительницы которого вносят большой вклад в сохранение и развитие татарского мира. Сразу скажу, что я замечательно провела время на форуме: послушала разных спикеров, пообщалась со знакомыми людьми и главное – весь день находилась в татароязычной среде, которой мне в повседневности не хватает. Но были на форуме и моменты, которые вызвали у меня недоумение, а местами негодование.
И поскольку всё конструктивное, что делается силами миноритарного народа – дело архиважное и архинужное, то хочется внести в него и свой маленький вклад этой обратной связью.
Начну с хорошего: у меня создалось впечатление, что форум Ufa Tatar сделан с душой. Очень ценно, что есть люди, готовые посвятить своё время и отдать свои силы на организацию такого ивента. Запрос обратной связи от организаторов – тоже хороший знак, показывающий их стремление к открытости. Именно это мотивировало меня потратить на этот текст три вечера после работы. Под форум организатор_ки выбрали удобную локацию: площадка в МЦ “Артерия” комфортна тем, что место вместительное и не изолированное, много воздуха и рядом есть всё, что обычно бывает нужно всем – столовая, туалет, более того, там есть и туалет для маломобильных граждан_ок и людей с инвалидностью. На входе всем зарегистрировавшимся гость_ям выдавали бейджи, на которых была программа ивента на татарском языке, что очень удобно: не нужно было каждый раз лезть в телефон.
Собравшаяся аудитория была разновозрастной: я заметила людей от 20 лет до 70+. По моим субъективным ощущениям, с учётом круговорота людей, форум посетило человек 250-300, а может и больше.
На первых двух дискуссиях с темами “Заманча шәһәрдә без кемнәр?“ һәм “Шәһәр мәдәниятенә милли тәңгәллекнең уңышлы гамәлияте“ /“Кто мы в современном городе?“ и “Успешные практики интеграции национальной идентичности в городскую культуру“/ собравшиеся говорили о проблемах сохранения национальной идентичности и языка, о важности вклада татароязычных школ в это дело и ответственности родителей перед своими детьми. Я запомнила слова профессора Бустанова, что плохие татары – это те, кто не ценит то, что имеет, то есть свои культуру, язык, традиции.
Меня удивило, что на этих двух дискуссиях не было спикерок. На сцене сидели исключительно спикеры То есть мы, женщины – равноправные члены этого общества, говорят нам многострадальные Конституции РФ и РБ, но возможности на равных с мужчинами участвовать в таких важных обсуждениям у нас всё ещё нет.
А ещё часто бывает так, что, пока мужчины делятся своими мыслями и формируют дискурс, женщинам отведена роль либо слушательниц, либо тех, кто выполняет “невидимую” техническую работу. По этому принципу зал для меня визуально разделился на две части: впереди сидели и говорили мужчины, а сзади находились женщины, которые продавали товары, раздавали бейджики и делали чаи. Спасибо огромное этим людям, но, кажется, тут закралась какая-то несправедливость.
И это не мелочь: право на представленность – это потребность любой группы. В данном случае социальная группа называется женщины/татарки.
Я сидела и размышляла почему так происходит? Почему мы до сих пор не получаем право равного участия – количественного и качественного – на важных мероприятиях. Неужели среди женской части общества нет или мало людей, желающих и могущих говорить на вышеозначенные темы? Но нет же, на виду много татарских деятельниц, которые что-то создают, продвигают, придумывают – они активно ведут свои каналы, пишут посты, иногда дают интервью. Но, возможно, проще и быстрее позвать в качестве спикеров своих друзей и знакомых, а они в большинстве – мужчины, поэтому и получается такой перекос, а женщин с большей радостью позовут украшать собой зал и слушать мужчин. Приятно удивило, что на это обратил внимание и знакомый уфимский активист, с которым я перекинулась парой слов в перерыве, а чуть ранее подруга из Казани, посмотрев программу, спросила: “Ирләр бигрәк күп, име?”.
Одним словом, нулевая представленность женщин в двух панельных дискуссия – это прошлый век. На фотографиях 19 века можно увидеть такой гендерный дисбаланс, но в то время этому была причина – женщины были лишены образования и права голоса.
Временами спикеры задавали вопрос в зал. Один зритель с напором высказался, что сохранение татарского языка должно быть работой государства. В этот момент все как будто напряглись и постарались поскорее забрать у человека микрофон. “Никогда ещё мне не было так страшно вести обсуждение, – сказал ведущий, что прозвучало и как шутка и в то же время как не_шутка. На реплику слушателя отреагировал один из спикеров дискуссии Радиф Кашапов: мол, есть онлайн-школа “Алимә”, создательница которой Алима Салахутдинова живёт в Канаде; какое государство могло бы помочь этой активистке? Кому-то может показаться, что разговоры на тему “что нам, утопающим, нужно делать?” – это переливание из пустого в порожнее, но думаю, что это важные и нужные разговоры. В конце концов из их могут вырасти новые идеи, проекты, инициативы, кого-то они могут на что-то проактивное вдохновить и замотивировать. А значит движение вперед продолжится, даже если это будут всё ещё маленькие шаги, без помощи государства. Слушая ведущего, я подумала, что сообразно сущности мероприятия было бы гармоничнее и логичнее слышать его выступление на татарском языке. Ведь если люди пришли на форум о татарскости, то, можно смело ждать, что они, как минимум, будут понимать татарскую речь. Но поцарапал он меня совсем не этим. А тем, что протащил на форум сексистскую шутку. После короткого выступления одной из спикерок, мужчина сказал, что редко встретишь немногословную женщину.
Дорогие, это махровый стереотип, и транслировать такое в приличном обществе давно неуместно. К тому же, если полдня на дискуссиях болтали одни мужчины, так почему болтливыми снова оказались женщины? Где логика?
Во второй половине дня обсуждение пошло поживее: в числе спикеров появились Рамзия Галимова – главный редактор молодежного журнала “Идель“ и Зулейха Камалова – автор песен, журналист (использую маскулятивы, потому что так написано в программе). Собравшиеся говорили на тему “Заманча үз-үзеңне белдерү формалары: музыка, әдәбият, театр“/“Успешные практики интеграции национальной идентичности в городскую культуру“/ Из этой части я запомнила пламенный монолог зрительницы – уфимского доктора Гульназ Хусаиновой. Женщина обратила внимание на метафорическую пропасть между спикерами и зритель_ницами и предложила в будущем её сократить, например, практической коммуникацией и интерактивными форматами. На эту критику отреагировал танцор Нурбек Батулла, и предложил всем, кто на сцене, переместиться со стульями вниз – на один уровень со зритель_ницами. Действительно, в программе все мероприятия имели односторонне разговорный формат. Была возможность изредка задавать вопросы из зала, но спикер_ки часто выступали очень сжато и быстро уходили со сцены. Что говорит о плотности программы, но, может быть, такая плотность не всегда идёт в плюс.
После слов Гульназ я подумала, что молодому поколению скучно мышление иерархиями и авторитетами, у них есть потребность в горизонтальном взаимодействии, им тесна рамка, в которой предполагается молча смотреть снизу вверх, из зала – на сцену.
Они тоже хотят формировать дискурс, и они уже это делают – в своих социальных сетях, каналах и тик-токах. Даже если их не замечают или не считают достойными таких “взрослых” форумов. Нам есть чему поучиться у креатор_ок из журнала “Идель”: в своей области они пытаются пробивать потолки и выходить на крыши… а потолки в татарском обществе низковаты, они давят, ограничивают и вытесняют всех, кто отличается, кто думает и живёт иначе, кто не соответствует и(или) отказывается это делать, а часто и тех, кто не говорит по-татарски или говорит недостаточно хорошо. И, конечно, это не проблема только татарского или башкирского мира, это проблема России в целом, особенно её политической составляющей, пускающей корни всюду. От того всё это становится проблемой каждой и каждого из нас.
В этой связи мне зашли слова Нурбека Батуллы, сказавшего, что в татарском общество немало шовинизма, и что критикуя других нужно обращать внимание и на себя. Я думаю, здесь будет не лишним рассматривать шовинизм в его широком смысле, а в это понятие входят и дискриминации по другим признакам тоже.
На этой дискуссии возник диалог о важности секспросвета для подростков. На вопрос, заданный из зала доктором Хусаиновой, Рамзия Галимова рассказала про тенденции в журнале “Идель”: что ей до сих пор тревожно касаться этой темы на страницах этого молодёжного издания. Хочу обратить внимание, что эту важную тему могли затронуть только женщины, потому что отсутствие секспросвета в первую очередь бьёт по нашему “народу” – женскому.
Это снова о важности и необходимости женской представленности. Разнообразие – это про богатство общества.
Далее был public talk с Альфредом Давлетшиным – имам-хатыбом уфимской мечети “Ихлас“. В здании этого религиозного учреждения до конца 90-х располагался кинотеатр “Луч”. Этому факту была созвучна идея спикера сделать в помещениях мечети, где не происходит гыйбадәт (богослужение), общественное пространство для широкого круга горожан_ок, а также музей ислама. Спикер попросил зрителей и зрительниц поделиться своими предложениями какие мероприятия хотелось бы нам видеть в здании мечети. По замыслу хазрата это откроет доступ в “Ихлас” тем, кто не религиозен, но интересуется исламом, или просто хотел_а бы оказаться в татарской культурной среде. Мне эта идея кажется интересной и прогрессивной – перекидывание мостика между разными группами людей.
В эпоху сильной атомизации общества, разобщенности и отчуждения, выбрать тактику открытости и выхода на диалог – это очень конструктивно и важно.
Дальше мы слушали выступление Райнура Хасанова на тему “Ясалма фәһем татарлар турында нәрсә уйлый?“/ “Что думает про татар искусственный интеллект?“. Молодой айтишник из Казани также возглавляет Всемирный форум татарской молодежи и имеет отношение к созданию “Ачык университет“ – платформе с курсами на татарском языке. Пока спикер рассказывал, я заметила впереди себя пару 70+. Бабушка и дедушка с живым интересом слушали, спрашивали и записывали выступление на видео.
Я восхитилась этими людьми и помечтала, что тоже смогу в почтенном возрасте сохранить интерес к жизни и любопытство к новому!
На форуме выступили несколько человек, которых в списке выступающих не было: один из спикеров утренней дискуссии, исследователь Ильдар Хабибуллин рассказал про проект “Татарский Екатеринбург»/«Татар Кәтринбуры“; далее говорили ведущая татароязычного радио “Роксана” Рузиля Байкова и создательница казанского фестиваля “Печән базары“ Гульназ Бәдретдин, которая предложила проводить похожий фест и в Уфе. Кроме того в программе был поэтический интерактив с гостьей из Казани Зулейхой Камаловой, а казанский художник Руслан Ибрагим, с утра начавший создавать свою картину, в финале форума показал её всем, назвав “Кан торта” (Зов крови).
Вернусь к нехватке женской агентности на форуме Ufa Tatar: апогеем этой проблемы стало выступление Айдара Шайхина.
Я совсем приуныла, когда не увидела в его презентации “Бәхетле булу серләре: язучылар ни әйтә?» / “Секреты счастья: что говорят писатели?“ ни женских имён, ни их цитат, ни книг писательниц в списке рекомендаций. Шайхин быстро ушёл со сцены, и я не успела задать вопрос. Но потом не поленилась и дождалась, когда молодой человек освободится от собеседников и спросила: как же так? Разумеется, директор Дома татарской книги знает про тех немногих татарок-писательниц, которым удалось продраться через дебри “невидимых” женских ограничений и что-то написать и напечатать, но что они думали про “секреты счастья”, на форуме мы так и не узнали, потому что спикер выбрал только писателей. Не специально, на так вышло. Стирание женщин из истории – это проблема. В разговоре со мной Айдар согласился, что у него мужская оптика. И это важно подчеркнуть: спикеры-мужчины часто и почти всегда – это носители мужской оптики, и они её могут ошибочно преподносить как универсальную, общечеловеческую, но это не так. Общечеловеческое – не равно мужское.
Проблема мужской оптики в том, что она формирует однобокую реальность, в которой в худшем случае места женщинам нет вообще, а в лучшем – немного есть. И эта максима стала иллюстрацией всего форума в целом.
Но приятно, что в татарском обществе есть и редкие, и от того очень ценные, примеры подсвечивания забытого женского вклада – например, комикс про четырёх великих татарок, которые можно было купить на форуме. Спасибо Регине Гаязовой и её мужу за эту крутейшую идею. До тяжеловесных монографий и книг мало кому удаётся добраться, а комиксы – это лёгкий вход в тему.
Теперь про региональный перекос. Мне показалось странным, что из 16 людей, выступивших на форуме Ufa Tatar, представителями Уфы были лишь двое или трое. На первом форуме в прошлом году ситуация была такая же. То есть “Уфа” в названии форума указывает только на место проведения ивента, а не его содержание.
Да, известные в татарском мире учёные, общественные деятели и активисты из Казани привлекут аудиторию, они узнаваемы и потому на них придут охотнее – всё это понятно, работает эффект Матфея, но было бы ценно сделать акцент и на работе уфимских татар и татарок: дать площадку для их голосов, представить широкому кругу как уфимцев, так и казанцам. То есть по региональному пункту содержание форума тоже стоило бы сбалансировать. Ведь либо в Башкортостане нет людей, вносящих вклад в работу с татарским языком и культурой, либо они остаются за кадром этого форума.
Итого
плюсы форума Ufa Tatar:
что он есть, что есть люди, его организующие, и они стараются делать его современным; выбрана удобная площадка;
минусы форума Ufa Tatar:
маленькая представленность в программе спикеров-женщин и ещё меньшая – башкортостанских татароцентричных деятель_ниц ; отсутствие признаков горизонтальности, проявления сексизма.
Спасибо, если дочитали до конца!
Фото: бер таныш кешедән;
Больше фото в канале организатор_ок.