Беги, Эдвард, беги!

Летом этого года в российский прокат вышел документальный фильм американской активистки и режиссёра Лоры Пойтрас “Citizenfour: Правда Сноудена“. Картина уже получила “Оскар“ как лучший документальный фильм 2015 года, а в России собрала приличную кассу, что неудивительно, учитывая большой интерес общественности к разного рода разоблачениям.

Лора Пойтрас, попавшая под пристальное внимание ЦРУ после выхода своей первой документальной картины про козни США в Ираке, пару лет назад переехала в Германию, чтобы и дальше  беспрепятственно снимать свои “неудобные“ для властей США документальные фильмы. В 2013 году на активистку-документалиста выходит тогда еще никому не известный сотрудник Агентства национальной безопасности (АНБ) США. В своих зашифрованных посланиях он сообщает Пойтрас, что обладает информацией о тайной слежке АНБ за миллионами людей по всему миру, даёт инструкции к действию и назначает место встречи. Лора с двумя журналистами летит в Гонконг, где в отеле Mira их ждёт Гражданин четыре – Citizenfour – так аноним подписывает свои письма.

На 20 минуте фильма в кадре появляется главный герой – худощавый шатен в очках, назвавшийся Эдвардом Джозефом Сноуденом. Далее фильм – это фрагменты восьмидневной встречи режиссёра и журналистов с бывшим агентом АНБ, где он рассказывает о себе, своей работе, раскрывает мотивы своего поступка и делится надеждами на будущее, а после – они тщательно обговаривают поэтапные шаги по обнародованию сенсационной информации.

Вероятно, зрителей, которые сядут смотреть фильм, ожидая информационную бомбу, настигнет некоторое разочарование, мол, и что такого удивительного сказал Сноуден? Может быть для американцев, до того момента уверенных в незыблемости своей свободы, разоблачение незаконных действий АНБ стало в своё время сродни шоковому откровению. Но в условиях нашей страны, где фраза “за тобой уже выехали“ давно набила оскомину, а у каждого второго пользователя интернета веб-камера заклеена непрозрачным скотчем, новость, что службы безопасности США следят за всеми, не удивляет, а только переводит имевшиеся догадки в стадию фактов.

Фильм Л.Пойтрас понравится тем, кто взглянет на него как на историю человека, решившего разорвать свой защитный кокон молчания, тем самым переступить черту, за которой ты уже не принадлежишь самому себе. В то же время внутренняя борьба главного героя остается за кадром. Слушая его спокойную рассудительную речь, видя смущённую улыбку, не перестаешь думать о том, какие внутренние механизмы сдвинулись внутри этого человека и привели к тому, что он решился выйти на поединок с Молохом Системы. И здесь же неизбежен вопрос самому себе: а что бы ты сделал на его месте?

Примечательно то, что создатели фильма выполняют лишь роль проводников информации, и свою работу делают беспристрастно, то есть без попыток окрасить тему своим мнением, равно как и личность главного персонажа – она остаётся нейтральной. Зритель сам решает, кто для него Эдвард Сноуден – герой, пожертвовавший своим благополучием ради свободы миллионов людей, безрассудный человек, захотевший славы, или негодяй, не оправдавший доверие своей страны.

Того факта, что Сноуден в июне 2014 года нашёл политическое убежище в России, режиссёр почти не касается. Возможно потому, что эта ситуация слишком неоднозначна и даже абсурдна, и это не заметил разве что ленивый: борец за идеалы демократии и свобод человека принимает помощь страны, где эти самые демократия и свобода  наличествуют только в виде слов на бумаге.

И здесь хочется крикнуть: беги, Эдвард, беги!

sobaka