”Худший человек на свете”

”Худший человек на свете”

Мне нравится эта волна в современном европейском кино, которая не ставит перед зрителями и зрительницами какую-то глобальную дилемму, а в лёгкую подсвечивает тонкие социальные искания, которые могут быть не только многим не очевидны, но ещё и редко попадают в поле зрения кинематографистов ввиду их ”женскости, специфичности”. Например, в ”Худшем человеке на свете” (2021) молодая женщина ищет себя, своё место в жизни, пытаясь отделить вложенное-навязанное от собственных желаний. И не так-то это просто, ведь навязываемое прилипает к нам так сильно, что становится нашим якобы ”действительным желанием” – и вот мы как горшки на гончарном круге, вылеплены из чужих (общепринятых) представлений о нашем “предназначении”. Пока российские сценарист_ки в большинстве своём отрабатывают шаблон ”женское счастье – был бы милый рядом”, их западные коллеги_ни давно перешли на другой уровень размышления о ”месте” женщины в обществе (спойлер: место женщины – везде)

Кто-то скажет ”да, это важный путь выхода за рамки долженствований”, а кто-то скажет ”с жиру просто бесятся”, и тут я вспомнила фильм “Брачная история”.

Возможно, каждый человек, если приглядеться, может обнаружить внутри себя безграничное пространство, которое носит много имён: свобода, мечтания, самопознание. Но как найти возможность не торопиться и понять, что можно там задержаться и понаблюдать, особенно, если всё вокруг давит, торопит, кричит, что времени мало, ”часы тикают”, последний поезд отъезжает? Чем свободнее общество, тем больше у людей возможности (времени!) задавать себе вопросы, исследовать свои желания, искать верные ответы, делать выводы, чтобы в итоге найти тот путь, который точнее всего определит твою единственную драгоценную жизнь. Метания Юлии из фильма ”Худший человек на свете” напомнили мне героиню книги ”Под стеклянным колпаком” Сильвии Плат: прошло больше полувека и в европейском обществе этот ”стеклянный колпак” более-менее деконструирован, но женщина, не желающая вписываться в установленные рамки, посмевшая идти к личной свободе – всё еще вынуждена чувствовать себя ”худшим человеком на свете”.

Но в отличие от героини Плат с трагической судьбой, Юлия вписана в жизнеутверждающее пространство и наделена потенциалом счастья, потому что возможность пути, в каком-то смысле – это уже вариант счастья.

Йоаким Триер пригласил на главную роль в ”Худшем человеке на свете” норвежскую актрису театра Ренате Реинсве, которая получила приз в Каннах за роль Юлии, и после этой работы передумала завязывать с кино, так что, возможно, мы ещё увидим эту интересную актрису на экране. 

Фото: кадр из фильма.

Айсын Гайса