Репликанты 35 лет спустя

Фильм “Бегущий по лезвию“, снятый в 1982 году, добрался до российского зрителя с опозданием,  то есть морально устаревшим лет на 10, если не больше. После падения “железного занавеса“ водопад американской культуры обрушил на нас все их блокбастеры разом, и творение режиссёра Ридли Скотта про человекоподобных роботов (репликантов) на фоне его же киносаги про “Чужих“, к примеру, выглядел уже не выигрышно. На родине “Бегущий по лезвию“ так же не был обласкан зрителями, кое-как окупил свой бюджет, и был принят с восторгом разве что поклонниками творчества писателя-фантаста Филиппа Дика – автора книги-первоисточника.

Но с годами фильм оброс значительным слоем культовости и даже попал в “Национальный реестр фильмов“ Библиотеки Конгресса США как произведение искусства, имеющее “культурную, историческую и эстетическую ценность“.

Спустя 35 лет за продолжение истории про репликантов взялся молодой режиссёр Дени Вильнёв, блеснувший в прошлом году своим шедевральным “Прибытием“. И этот шаг можно рассматривать как дань уважения мэтру Скотту, который Вильнев, вероятно, сделал по принципу “снять такую же культовую картину вряд ли удастся, но я могу сделать произведение искусства“. “Бегущий по лезвию 2049“ получился именно таким. В плане сюжета это кино оказалось для меня мало увлекательным, как и первое, но ради того, как фильм снят и подан, его не грех пересмотреть. Спасибо оператору Роджеру Дикинсу, с которым режиссёр работает не в первый раз, и который был 13 раз номинирован на премию “Оскар“, в том числе за работы над фильмами Вильнёва “Пленницы“ и “Убийца“.

Создатели выдержали эстетику первого фильма, поэтому “Бегущий по лезвию 2049“ выглядит плавным продолжением первой части, несмотря на то, что между событиями в двух фильмах прошло 35 лет.

Если в фильме Ридли Скотта главный герой Деккарт охотился на взбунтовавшихся репликантов, ловил и уничтожал, утверждая торжество людей, их создавших, то Вильнёв ситуацию усложнил: добавил в них долю человечности, наградив главного героя Кея душой, а остальных репликантов – желанием получить равноправное существование рядом с людьми.

“Мы все стремимся к чему-то настоящему“,– фразу, сказанную предводительницей группы сопротивления репликантов можно выделить как ключевую в этом фильме.

И здесь Вильнёв прибегает к иносказательности и выводит эту тему за границы частной истории: в фильме не раз подчеркивается, что андроиды выполняют в мире людей роль рабов, а угнетаемым свойственно хотеть свободы. И на этом пути им нужен не только лидер, но и символ будущей свободы. И таким символом здесь становится ребёнок, родившийся от союза человека и репликантши, которого агенту Кею по заданию предстоит найти. Его ищет не только бегущий по лезвию, но и корпорация “Tyrell“, глава которого мечтает поставить живородящих репликантов на конвейер. И вроде немало было фильмов про восстание роботов, но здесь их борьба приобретает человеческую суть.

Не обошлось и без размышлений о судьбе планеты. Прогнозы неутешительные, а Вильнёв совсем не оптимист.

Кроме красивой картинки в “Бегущем по лезвию 2049“,  прекрасный актёрский состав: Робин Райт в роли начальницы агента Кея, внезапно – Сильвия Хукс в роли помощницы злодея. На своём месте – Райан Гослинг, способный передавать переживания своего героя одними глазами. Харизматичный Джаред Лето удачно пришёлся на роль незрячего злодея – главы корпорации “Tyrell“. В фильм вернулся Харрисон Форд в роли бывшего агента Деккарта на пенсии. Вишенкой на торте здесь становится музыка от Ханса Циммера, которая периодически сопровождает трёхчасовое погружение в неонуарную атмосферу киберпанка.

Режиссёр, видимо, питает какие-то чувства к русской культуре: в фильме можно услышать фрагмент из музыки Чайковского, а в руках одной из героинь увидеть книгу Набокова.

“Бегущий по лезвию 2049“ получился достойным продолжением первого фильма, не лишённым авторского почерка Дени Вильнёва. А станет ли он таким же значимым, как первый фильм, – посмотрим через пару десятков лет.