Движение вверх. Mission impossible

Я девушка от спорта не то чтобы сильно далекая, но кино про спортсменов меня никогда не вдохновляло. А ведь фильмов о спорте наснимали за историю кинематографа огромное количество и некоторые даже стали культовыми. Мне вспоминаются фильмы про Рокки, “Малышка на миллион“, собравшая четыре Оскара, и любимый девочками “Мирный воин“. Мужчины, наверняка, перечислят гораздо больше! Действительно, в спортивной тематике сценаристам есть где развернуться – травмы, преодоления, триумфальные победы и обидные поражения. Драматичных моментов в жизни спортсменов полно… Что до отечественной киноиндустрии – здесь тоже не обходят вниманием спортивную тему: всем нам знаком кровавый “Бой с тенью“, трогательный сериал “Поддубный“, а из относительно новых – “Легенда № 17“.

Но сегодня поговорим о громкой новинке, триумфально ворвавшейся в российский прокат в этом году – о спортивной драме “Движение вверх“.

Слова восхищения о новом фильме режиссёра Антона Мегердичева звучали чуть не во всех инстаграмах медийных личностей – и ревели-то они, и как понравилось! Я грешным делом подумала, что это такая массированная проплаченная реклама, чего не исключаю и сейчас, так как в создании и продюсировании фильма участвовал сам великий и ужасный Никита Сергеевич. Но после просмотра я и сама решила – чего бы не похвалить хорошее кино.

Да, скажу сразу, что фильм действительно очень удачный, и по многим причинам.

Антон Мегердичев уже известен первой, не менее громкой, киноработой “Метро“ – о потопе в московском метрополитене. И вот после фильма-катастрофы режиссёра пригласили снимать совершенно другую историю.

Советская баскетбольная команда обретает нового тренера и под его руководством должна выполнить задачу неимоверной важности и заведомо невыполнимую. Mission impossible. Основная фигура это, конечно, сам новоявленный тренер Владимир Гаранжин в исполнении Владимира Машкова, от чьей фигуры и идут все круги по воде сценарного полотна картины. Он – точка отсчёта почти всех сюжетных линий. Его намерение исполнить свою давнюю мечту – победить признанных мастеров баскетбола американцев на Олимпийских играх в 1972 году в Мюнхене – заставляет взъерошиться всех вокруг. Амбициозный замысел тренера для слишком многих людей может иметь плохие последствия. Его жена, например, хочет успеть прооперировать сына-инвалида заграницей, а из-за дерзости мужа разрешение на выезд могут не выдать. Начальство Гаранжина мечется между шансом одержать такую громкую победу и страхом сесть в лужу перед всем миром. Сами спортсмены вообще не верят в то, что победа хоть сколько-нибудь возможна и поочередно всячески унывают и опускают накачанные руки. И только хитрый и добрый тренер готов решать проблемы всей команды, держаться молодцом и “как-нибудь выкручиваться“ ради своей мечты.

“Движение вверх“ очень выгодно отличается от многих склёпанных на коленке российских киноподелок. Тут видна тщательная, кропотливая работа всех участников проекта.

И хотя режиссёр утверждает, что продюсеры не дали ему реализовать его собственную задумку в полной мере, видимо, удалось найти идеальный компромисс. При том, что картина уже продемонстрировала феноменальные кассовые сборы и продолжает это делать, я бы не назвала “Движение вверх“ чисто коммерческим кино. Фильм поднимает перед зрителями сразу несколько извечных общечеловеческих вопросов, о которых всем нам стоит время от времени вспомнить и подумать. Самой выпуклой мне показалась тема долга, освещенная с разных сторон – перед Родиной, перед семьей, перед друзьями. А значит, фильм повествует и о патриотизме, и о настоящих любви и дружбе. Морально-этические дилеммы встают перед героями, заставляя делать сложный выбор.

Близко-близко русское кино подобралось к высокой планке: мы уже видим отличную продуманную картинку и при этом не теряем наших любимых глубоких смыслов.

Что я ещё хочу отметить в фильме – это удачный баланс, который соблюден в актёрском составе. Например, любопытно, что старшее поколение героев играют давно любимые актёры высшей когорты – Машков, Гармаш, Башаров, Смоляков, Толстоганова. Марат Башаров уморительно сыграл скользкого гиперактивного партийного работника, стремящегося выслужиться перед начальниками во что бы то ни стало, а Владимир Машков получился таким… очень советским выдержанным мужчиной, но с еле заметным налётом привычного амплуа супергероя. А вот на роли юных персонажей артистов отбирали, скорее всего, через придирчивый кастинг.

Во-первых, как мне кажется, искали “свежую кровь“, совсем новые лица. И это гораздо более выгодное решение, чем в очередной раз пригласить Данилу Козловского.

В итоге почти для всех задействованных молодых актеров фильм “Движение вверх“ стал первой большой работой в кино, а Александр Ряполов, который сыграл узбекского игрока – вообще самый настоящий спортсмен: его немного обучили актёрскому мастерству и буквально заставили выйти на съемочную площадку впервые в жизни. Так сильно типаж этого парня понравился создателям фильма. Во-вторых, нужно было повторить самые характерные черты внешности реальных игроков советской сборной по баскетболу, а ведь команда была многонациональной! Именно эта многонациональность нет-нет да добавляет перца сюжету, ведь у литовца свои антисоветские предрассудки, а у грузина особый нрав…

Вот вам и вопрос: ради чего люди ходят в кино? Я думаю, что ради эмоций.

На сеансе “Движения вверх“ зрителю обеспечено множество эмоциональных движений и не только вверх. Да, это не комедия, здесь нам дадут погрустить-попереживать, испытать спортивный азарт и даже немного поплакать. Смотрите хорошее кино, до встреч в кинозалах!