Постыдный символ расизма

Постыдный символ расизма

Фильмы, сильно запавшие в душу, имею привычку пересматривать: недавно посмотрела во второй раз “Зелёную книгу“ (2018) Питера Фаррели. До этого режиссёр снимал исключительно комедии хорошие и не очень, но на этот раз взялся за трагикомедию на остросоциальную тему, которая уже получила “Золотой глобус“ и две статуэтки “Оскар“.

“Зелёная книга“ основана на реальных событиях, но её создатели не скрывают, что добавили в сюжет немало художественного вымысла.

Даже если в реальных отношениях прототипов всё было не так тепло и душевно, “Зелёная книга“ это история большой дружбы двух противоположностей, которые, будучи по разные стороны расово-социальных “баррикад“,  впоследствии становятся близкими людьми. Всю историю, как локомотив, тянет потрясающий тандем актёров: Вигго Мортенсен в роли работяги-итальянца Тони Валлелонго, и Махершала Али, воплотившийся в пианиста-виртуоза Дональда Ширли.

Цель музыканта устроить турне по южным штатам Америки, где расовая сегрегация цветёт пышным цветом (на дворе 60-е годы).

Дон Ширли хочет показать южанам, что представитель чёрной расы добился вершин музыкального Олимпа, и что он ничем не хуже тех людей, кто не считает его за полноправного человека. Взяв на работу Тони в качестве шофера и телохранителя, Дон отправляется в рискованное и смелое путешествие. Перед отъездом ассистент музыканта вручает Тони зеленую книгу путеводитель для чернокожих автомобилистов, где указаны разрешённые для их пользования гостиницы и рестораны.

Эта книга, как постыдный символ расизма, закономерно выведена создателями в название кинокартины.

“Зеленая книга“ в каком-то смысле это искусство прямого действия.

Это кино транслирует зрителю простую и очевидную истину, что быть расистом плохо и стыдно. Но канва, обрамляющая идейную сердцевину фильма, так изящна и художественна красива, что на выходе мы имеем стильное, пронизанное юмором, кино. Ключевой фразой фильма можно назвать слова Дона: “Победить можно только сохранив достоинство“, которые он говорит Тони, укорив его за драку с полицейскими.

Чем не девиз для любого движения за права людей?

В сюжет тонко фильма тонко вплетаены темы гомофобии, идентичности и интерсекциональности. “Моя жизнь чернее твоей“, говорит Тони музыканту, намекая,  что с у него больше общего с чернокожими бедняками, чем у привилегированного Дона. Шедеврально красноречива немая сцена, где Дон, стоя у обочины, смотрит на чернокожих собратьев, возделывающих поле. Между ними огромная социальная пропасть.

В то же время Тони, находящийся внизу социальной лестницы, и Дону, представителю угнетённой расы, есть чему посочувствовать друг другу.

Во время путешествия по южным штатам герои претерпевают сильные личностные изменения. Их альянс призван сделать каждого из них лучше, чем они были. Находясь рядом с Доном, Тони узнает, каково быть чёрнокожим, и расстаётся с неприязнью к ним. Через Тони Дон возвращается к своей идентичности и обретает свои корни и культуру. В этом смысле до слёз прекрасен эпизод в баре для чернокожих, где Дон, ранее брезговавший играть “музыку чёрных“, садится за пианино и лабает джаз. Чем не сцена возвращения к своим братьям и сёстрам? И они его принимают.

Трудно не заметить, что каждый эпизод и каждая сцена фильма логически заточены под сюжет и несут смысловую нагрузку. Здесь нет ничего лишнего.

Приятно, что Долорес Валлелонго не безликая тень за спиной своего мужа. Она на голову выше Тони потому что лишена расовых предрассудков, и в финале очень рада принять “обновлённого“ супруга. Ведь каждый человек способен признать и убрать в себе токсичные части воспитания, своего мышления и личности. “Зелёная книга“ вдохновляющее кино о простых истинах, которые всё ещё не очевидны многим. Важная тема, поданная искусно и без морализаторства, делает эту картину первоклассной. Must see.

Ева Айсын