Рудольф Нуреев – культурный феномен

Рудольф Нуреев – культурный феномен

На днях в Уфе прошла премьера британской документалки “Нуреев: его сцена – весь мир“ (2018). Фильм был показан в рамках проекта TheatreHD в кинотеатре Синема парк в Галерее Арт и собрал почти полный зал.

Не удивительно, что личность великого танцовщика, чьи детство и юность прошли в Уфе, вызывает большой интерес уфимцев. Удивительно другое: что у нас до сих пор нет ни памятника Нурееву, ни дома-музея.

Нашей гордости хватило только на малозаметную мемориальную доску на стене оперного театра и на безликую улицу его имени в спальном районе городе. Пишут, что наших махровых гомофобов и замшелых патриархалов не устраивает сексуальная ориентация танцора (“Как можно ставить Нурееву памятник, он же гей! Такова была реакция в Горсовете. О чем тут говорить!“ – рассказал один из членов Союза художников России). Но не всё так плохо в нашем королевстве: в прошлом году вопрос установки памятника был вновь поднят на заседании Общественного совета по культуре. Посмотрим что из этого выйдет. А пока память не увековечена, власти несмело топчутся и это – величайшая несправедливость, потому что масштаб гениальности и заслуги Рудольфа Хамитовича в мировом балете громадны и неимоверно поражают.

Кто-то из деятелей искусства когда-то сказал, что есть три великих столпа в истории русского балета – Анна Павлова, Вацлав Нижинский и Рудольф Нуреев.

Если первые два  жили в другую эпоху, то в случае с нашим современником и земляком всё обстоит ближе и роднее. Чтобы поразиться его личностным взлётом, достаточно проследить путь Нуреева от “дикого“ мальчика из голодающей Уфы до всемирно известного танцовщика, который после, уже будучи хореографом в труппе Гранд Опера, учил европейцев балетному искусству.

Предельная высота. Олимп. Нуреев – культурный феномен.

О мятежном короле танца написаны десятки книг, сняты десятки фильмов – и при жизни, и после смерти артиста. Поэтому возникает резонный вопрос: можно ли сейчас рассказать о нём что-то новое? Как оказалось, можно. У авторов британского фильма “Нуреев: его сцена – весь мир“ Джеки и Дэвида Моррисов это получилось.

Помню, как сильно впечатлила меня в своё время просмотренная российская документалка “Рудольф Нуреев. Мятежный демон“ (2013). Но фильм британцев на его фоне выигрывает за счёт множества фрагментов интервью Нуреева и уникальных кадров его выступлений, к тому же создатели оживили документальное повествование за счёт современных танцевальных зарисовок, поставленных выпускником Королевского балета Расселом Малифантом. Про сексуальную ориентацию артиста наши кинематографисты в своих работах если и упоминают, то вскользь и стыдливо. А ведь со своим партнером датским танцовщиком Эриком Бруном Рудольф сохранял отношения в течение 25 лет.

И чем-чем, а желанием скрыть неудобную правду британцы не страдают. Оттого “Нуреев: его сцена – весь мир“ идёт с ограничением 18+.

Большое внимание британцы уделили и другому творческому тандему Нуреева – с примой Королевского балета Марго Фонтейн. Несмотря на большую разницу в возрасте, вместе они поставили в Ковент-Гарден много успешных постановок, и кроме общей работы, были близкими людьми.

Есть в фильме и редкие кадры с Рудольфом, приехавшим в Уфу. Очень трогательна сцена его встречи со своей первой преподавательницей Анной Удальцовой – к тому времени уже 100-летней старушкой.

Важно, что в контексте британского фильма рассматривается не только личность Нуреева, но и время, в которое он жил – напряженные политические отношения между Россией и Западом, в которых одну из значимых ролей сыграл именно одиозный танцовщик. Скандальность артиста в конечном счёте тоже пошла на пользу балету.

С подачи эксцентричного Рудика балетомания в Великобритании того времени достигла популярности битломании. Да что уж там, Нуреев был и остаётся единственным в мире балета поп-идолом своего поколения.

Определённый шарм его личности придавало его бунтарство: то, как он обвёл вокруг пальца советскую власть и сбежал из её лап на свободу, отказавшись во время гастролей в Париже лететь на Родину. Такое легко не прощают. Так что пока весь мир восхищался Рудиком, в Советском союзе имя перебежчика долгое время было под запретом, а его родственники и друзья подвергались санкциям со стороны властей. В фильме говорится, что Тамаре  Закржевской – подруге танцовщика в годы его работы в театре оперы и балета имени С.М. Кирова (нынешний Мариинский театр) не хотели выдавать диплом после окончания института, потому что она “не разглядела в Нурееве будущего врага народа“. По пути Рудольфа потом пошли советские танцоры балета Михаил Барышников и Александр Годунов, но их побеги на Запад были не такими знаковыми. В некоторых документалках про Нуреева транслируется легенда, будто он, убегая в Париже от охранявших труппу гэбэшников, перелетел в балетном прыжке через турникет. “Прыжок в свободу“ – писали об в газетам.

В фильме британцев про этот момент не говорится. Наверное, потому, что на разные мифы и легенды вокруг личности Нуриева они не стали тратить время.

В двухчасовой фильм многое не уместить. Узнать о других любопытных биографических эпизодах жизни гения танца, а также сложить полную картину его личности можно лишь в совокупности, посмотрев не один фильм и прочитав не одну книгу о нём. Но для тех, кто впервые обращается к истории жизни нашего земляка, самого знаменитого балетного танцовщика в мире, фильм “Нуреев: его сцена – весь мир“ – отличная стартовая площадка.

Повторный показ картины ожидается 17 октября. Рекомендую!

Ева Айсын