“Эту песню не задушишь, не убьёшь“

“Эту песню не задушишь, не убьёшь“

“Первая республика“ (2019) – фильм режиссёра Булата Юсупова по сценарию Тансулпан Бабичевой и Гульсясяк Саламатовой – вышел на экраны в год 100-летия Республики Башкортостан. Для меня уже становится традицией на знаковые башкирские фильмы ходить по два раза – сначала с подругами, потом с родителями. Если в предыдущем фильме Юсупова “Бабич“ говорилось про создание Башкирской АССР, то “Первая республика“ – про её становление.

Это кино – галерея исторических личностей – деятелей башкирской культуры, которые стояли у истоков возникновения республики.

Повествование ведётся от лица главного редактора газеты “Башкортостан“ Касыма Азнабаева, который знакомит зрителя со своими друзьями, соратниками и соратницами: певцом и композитором Газизом Альмухаметов, режиссёрами театра Макаримом Магадеевым и Валиуллой Муртазиным, актрисой Зайтуной Бикбулатовой, писателями Даутом Юлтыем, Габдуллой Амантаем, писательницей Хадией Давлетшиной. Есть здесь и плеяда юношей и девушек, которые только начинают свой путь: будущий актёр Хусаин Ахметов, будущая балерина Нинель Юлтыева и другие.

Многие из этих людей были репрессированы в 30-е годы, а кто-то – расстрелян.

 

Натурные съёмки фильма проходили на улицах старой части Уфы, в ролях задействованы актёры и актрисы театров республики: не только Уфы, но и Стерлатамака, Салавата.

Приятно, что в фильме показали не только исторических персонажей – мужчин, но и женщин. Причём не только известных деятельниц культуры, но и жён писателей, композиторов, которые стояли за мужьями и, думаю, положили немало своих ресурсов, чтобы те стали тем, кем стали. Фатима Юлтыева и Мастура Альмухаметова также были сосланы в лагеря ГУЛАГа как “жёны врагов народа“.

Неотрефлексированное прошлое ведёт к повтору истории. Отголоски локальных репрессий слышны с 2012 года….

Критика власти и правозащита определяются как русофобия, аресты за одиночные пикеты, сфабрикованные дела, пытки в тюрьмах, преследования ЛГБТ-людей в Чечне – это наша реальность. Наверное, это защитная реакция психики – не замечать параллелей, и думать, что это всё не про нас. Но что мы можем в ситуации, когда кажется, что мы ничего не можем? Всё-таки кое-что можем: не забывать, не молчать, говорить об этом.

“Вот и “Первая республика“ видится как фильм-рефлексия кровавых страниц нашей истории, показанный через судьбы людей.

Позорных страниц истории  по этой причине во время просмотра на мои глаза наворачивались слёзы, а не потому что создатели из меня их “выжимали“. Правда, немного портило впечатление упрощённость подачи – чёткая антитеза хорошие/плохие. Положительные персонажи в фильме всегда поступают хорошо, отрицательные – плохо. Это отдаляет это кино от действительности, которая, как известно, не чёрно-белая. Дуальность прослеживается и в атмосфере фильма: в какой-то момент счастливые солнечные кадры сменяются мрачными, появляется зловещая музыка – НКВД начинает чистку среди башкирской интеллигенции.

О чём это кино?

О выдающихся деятелях и деятельницах нашей республики, которые заложили культурный пласт первой республики? Да. О том, что красный террор прошелся по ним, забрав каждого второго? Да. Но главное – это фильм о том, что можно убить людей, но не убьёшь песню, не убьёшь танец, не убьёшь мысли о свободе. Они будут жить и передаваться дальше. Об этом красноречиво говорят две сцены: маленькая Нинель Юлтыева на перроне вокзала показывает балетные па уезжающей Хадие Давлетшиной; Газиз Альмухаметов в камере НКВД поёт песню “Сайҡалалар кәмәләр“. 

Несмотря на всю тяжесть показанной темы, “Первая республика“ – это вдохновляющее кино.

Трудно не заметить, что фильм сделан бережно и с любовью, поэтому совершенно не хочется обращать внимание на технические шероховатости фильма: кажется, что всё это не так важно, когда разговор идёт о высокой материи духа и памяти.

Если вам интересна история Башкортостана, то вам на “Первую республику“. Фильм ещё идёт в прокате кинотеатра “Родина“, можете успеть!

Ева Айсын