Луч света в темноте андроцентризма

“Салют-7“ режиссёра Клима Шипенко – это кино, снятое по стандартным лекалам, по которым в современной России снимают высокобюджетные патриотические фильмы. От своего тематического собрата “Время первых“, вышедшего на экраны полугодом ранее, “Салют-7“ фабульно и структурно почти не отличается. Здесь такие же два космонавта-друга, противоположных по характеру (один – бунтарь, другой дисциплинированный) те же жёны на втором плане, которые, утирая слезы платочком, ждут на земле мужей, и тот же невидимый враг в холодной войне, пресловутый катализатор советского прогресса – США.

С одной стороны, клише на клише сидит и клише погоняет, но с другой – в “Салют-7“ есть кое-что, что существенно отличает его от “Время первых“ – это парочка здоровых акцентов в сюжете. Но о них позже.

На дворе 1985 год. Связь с советской орбитальной станцией “Салют-7“ потеряна, дистанционное управление с Земли невозможно, а ручной режим взять некому – ЧП совпало с пересменкой экипажа. Объект самопроизвольно сходил с орбиты. Неконтролируемый полет и падение могли  привести к катастрофе:  махина весом в 20 тонн могла рухнуть на любую точку планеты. Было принято решение попытаться спасти станцию. На “Салют-7“ была направлена группа из двух космонавтов – Владимира Джанибекова и Виктора Савина, которые в ручном режиме успешно состыковались со станцией и починили её.

Информация про этот случай до недавнего времени была  засекречена.

Главным героям фильма (Владимир Вдовиченков, Павел Деревянко) создатели дали другие фамилии, что позволило им максимально отойти от реальных биографических данных Джанибекова и Савина и нарастить фабулу вымышленными сюжетными поворотами. В итоге получилось зрелищное двухчасовое кино, которое не даёт заскучать и радует глаз красивой картинкой. Правда, в него щедро добавили так называемый “русский колорит“: космонавты неоднократно нарушают инструкции, пьют водку, тайно пронесённую на борт, врут командованию о своем плохом самочувствии, и всё это, конечно, не мешает им в нечеловеческих условиях, выжив после пожара внутри корабля, спасти его. Надо сказать, что вся эта история разворачивается в условиях всеобщего страха, что американские космонавты перехватят нашу станцию,  ведь она, как писали их газеты, “летела прямо на головы американцев“.

Теперь про удивительные моменты фильма: их несколько. Во-первых, создатели перевернули историю с американскими врагами на 180 градусов, показав, что товарищество, профессионализм и солидарность космонавтов СССР и США могут быть выше геополитических отношений этих стран. Во-вторых, в центре управления полётами мы видим одну говорящую женщину. О, чудо!

Если помните, в фильме “Время первых“ была лишь бессловесная сотрудница центра, роль которой ограничивалась лишь ношением кофе.

Жён космонавтов в расчёт не беру – им по статусу положено маячить фоном, что они и делают в каждом российском фильме про космос. Так вот, в “Салюте-7“ есть докторша, которая наблюдает за состоянием здоровья космонавтов и вступает в спор с руководителем полёта, каждый раз когда тот норовит пустить в расход своих соколиков. Кроме того, в начале фильма мы видим сцену с космонавткой Светланой Савицкой.

В фильме показан исторический момент, как Савицкая с Джанибековым испытывают работу нового сварочного инструмента в условиях космоса.

Я бы решила, что вот это всё случайность, но ещё одна сцена навела на обратную мысль. В ней главные герои говорят, что космонавты такие крутые парни, а рождаются у них исключительно девчонки, и может это потому,  что быть девочкой  круто. Тут я полезла в интернет, чтобы узнать в чём подвох, и среди сценаристов фильма увидела имя Натальи Меркуловой. Наверное, этот луч света в темноте андроцентризма российского кино – дело рук Натальи. Ведь если женщина не задумается о перекосе мужского и женского в кинематографе, то мужчина вряд ли это сделает. Не хотелось бы впадать в беспочвенный оптимизм, но подобный прецедент положительной репрезентации женского образа в нашем кино даёт надежду на здоровые тенденции в этом виде искусства в будущем.