Импрессионисты в TheatreHD

Импрессионисты в TheatreHD

Проект TheatreHD показывает не только спектакли именитых театров мира, но и фильмы-выставки о художниках. Недавно в Синема парке Галереи ART транслировали документальный фильм “Сады в живописи – от Моне до Матисса“, посвящённый выставке, организованной Кливлендским музеем искусств совместно в Королевской академией в Лондоне.

На рубеже 19-20 веков для многих художников сады представляли собой не только вдохновляющий объект для рисования, но и естественное продолжение собственной мастерской, в которой можно было как на палитре смешивать цветы и цвета, а также экспериментировать с различными их сочетаниями.

art
Claude Monet, Le bassin aux nymphéas, harmonie verte, 1899.

У этой картины Клода Моне, ставшей одним из наиболее тиражируемых изображений сада, есть поучительная предыстория. Оказывается, когда художник решил создать сад с прудом неподалеку от своего поместья в Живерни, то местные крестьяне не пришли в восторг от этой идеи и восприняли замысел художника в штыки. Они боялись, что он засадит пруд ядовитыми растениями, вода станет отравленной, и это погубит их скот. Но Моне всё же сумел преодолеть сопротивление окрестных жителей и теперь этот сад привлекает огромный поток туристов и является основным поводом, чтобы гуглить название этой деревни в интернете.

Кроме Клода Моне в фильме рассказывается о картинах Ренуара, Матисса, Кандинского, Нольде, Либермана, Сиданэ и других живописцев.

Впрочем, концепция сада сама по себе несет некую печать диктатуры. Сад, или рукотворный рай, напоминает концлагерь красоты, в котором нет места ничему, не укладывающемуся в эстетические рамки создателя, если говорить о классических садах, а не так называемых “диких“. И это, пожалуй, сильнее всего и отталкивает в идее садоводства – необходимость пропалывать и уничтожать все проявления свободы и неформатной эстетики. Но в 19 веке среди обеспеченных художников это было вполне популярно – стремиться приобрести усадьбу за городом и строить свой тоталитарный мирок и живописать его пышную скучную красоту. Но сложно спорить с тем, что вид этих цветущих садов крупным планом и написанных с них картин – большое визуальное удовольствие.

И несмотря на то, что в кинотеатр я шел с некоторым скепсисом – всё же мне ближе и милее сады Иеронима Босха, а не Клода Моне или Ренуара – во время просмотра фильма я несколько раз ловил себя на мысли, что пытаюсь вдохнуть аромат цветов, показываемых на большом экране. Всё это от того, что фильм захватывает внимание и погружает в атмосферу цветущего сада, что воспринимается в этом пыльном и сером апреле как глоток свежего воздуха.

Sobaka Pavla

Айдар Бекчинтаев