Мир Леонардо в HD

Проект TheatreHD запустил серию документальных фильмов-выставок об истории искусства и художниках под общим названием “АртЛекторий в кино“. На днях посмотрела “Леонардо HD“ режиссёра Фила Грабски – фильм, исследующий удивительный мир живописи великого художника эпохи Ренессанса.

Большей частью “Леонардо HD“ рассказывает о выставке, представленной миру осенью 2011 года в Национальной Галереей в Лондоне. Экспозиция концентрируется на карьере Леонардо как придворного художника в Милане, работающего на герцога Людовико Мария Сфорца. Эта выставка включает в себя большое количество редких сохранившихся работ да Винчи, а также картины из музеев по всему миру и частных коллекций, которые никогда ранее не привозились в Великобританию.

Рассказчик фильма Том Марлоу признался, что на организацию мероприятия подобного масштаба ушло около 15 лет, так как владельцы Национальной Галереи вели долгие переговоры с мировыми музеями и частными коллекционерами.

 

Леонардо да Винчи обычно представляют как изобретателя, учёного или рисовальщика, но этот фильм показывает его цели и амбиции как художника.

Почти каждая сохранившаяся картина, которую он написал в Милане в этот период, была представлена вниманию зрителя. Особенно мне понравилась подача исследования известных работ: Марлоу приглашал людей из той области искусства, которая косвенно или непосредственно связана с изображенным на холсте персонажем. К примеру, “Портрет музыканта“ (Пинакотека Амброзиана, Милан) комментировал дирижёр из симфонического оркестра, а “Святого Иеронима“ (Лувр, Париж) анализировал профессиональный хореограф, который подробно описал взаимосвязь анатомически выверенного изображения напряжённой шеи аскета с передающимся зрителю эмпатическим ощущением уязвимости.

Также интересно было подробнее узнать структуру самой экспозиции, для себя отметила занимательную деталь: картину “Прекрасная Ферроньера“ (Лувр, Париж) поместили таким образом, что со стороны может показаться, что Лукреция Кривелли (предполагаемая модель портрета и по совместительству любовница Людовико Сфорца), с нескрываемым пренебрежением смотрит на другой не менее прекрасный портрет – “Даму с горностаем“ (Национальный музей, Краков), модель которого также являлась фавориткой миланского герцога.

Намеренно ли это было сделано организаторами выставки или нет, остаётся загадкой, но наблюдать подобные мелочи, пусть и с экрана, весьма занятно.

Эти картины показывают, как Леонардо, благодаря оплачиваемому положению обрёл художественную свободу, чтобы найти новые способы восприятия и записи природного мира, сосредоточившись на анатомии, душе и эмоциях человека. Впервые за всю историю в одном зале были выставлены обе версии “Мадонны в скалах“, одна из которых находилась в Лувре, а другая принадлежит Национальной галерее. Директор отдела реставрации галереи Ларри Кит рассказал о кропотливом процессе реконструкции знаменитого полотна и создании для неё нового обрамления. Сложно себе представить ювелирную работу мастеров, которые бережно слой за слоем снимали старый лак, чтобы нанести свежий слой. Из их слов я поняла, что всё это делается для продления долговечности полотна и возвращении эффекта мягкого перехода теней, так как изображение темнеет и потускнеет под налётом времени.

Разумеется, всю значимость и величие трудов Леонардо да Винчи неимоверно трудно было бы передать через один полуторачасовой фильм, но ощущение титанически проделанной работы специалистов галереи продемонстрирована отлично.

Все мимолетные знания, полученные о легендарном творце в период моего обучения после просмотра, хочется углубить и расширить, и, как мне показалось, по взглядам выходящих из кинозала со мной людей – им хотелось того же. “Леонардо HD“ – фильм-вдохновение, история о человеке с неиссякаемым желанием познавать этот мир, и через века заражающий целые поколения людей своей страстью к неизведанному.