Вода камень точит, или история бессмертия Микеланджело

Вода камень точит, или история бессмертия Микеланджело

Проект TheatreHD снова порадовал уфимского зрителя, показав недавно фильм-выставку о Микеланджело, снятый режиссёром Дэвидом Бикерстаффом и командой его соратников. В картине “Микеланджело: любовь и смерть“ объёмно и колоритно раскрывается вся палитра дара величайшего художника эпохи Возрождения.

Путешествуя по лабиринтам жизни творца, зритель проходит непростой и уникальный путь от истока и зарождения таланта художника до его последних дней.

Основой и кульминацией фильма является то, что режиссёр предлагает зрителю подсмотреть историю создания главного творения жизни Микеланджело: роспись потолка Сикстинской капеллы, которую художник представил на суд публики в виде цикла фресок, иллюстрирующих Ветхий и Новый заветы, а также Сотворение Мира. В этом “путешествии-наблюдении“ за созданием этого и других шедевров творца можно узнать многое из того, о чём в ранее обнародованных документальных кинохрониках не упоминалось. Ярким примером таких “алмазов“ является смелое, сдобренное рядом фактических подтверждений, предположение, что Микеланджело и другие художники того времени занимались препарированием и изучением человеческого тела за полвека до появления этого в медицине. Значительный акцент в фильме сделан на обзоре фрагмента Сикстинской капеллы “Сотворение Адама“ со знаменитым соприкосновением пальцев рук двух существ, порожденных эфирным и земным мирами.

Вечное взаимодействие Бога и человека, а также мельчайшие подробности анатомии человеческого тела искусно переданные мастером, показаны создателями фильма через содержательные монологи наших современников – деятелей культуры и искусства. Колоритность документальной ленте придаёт любовь к высокому искусству, которую демонстрируют выдающиеся культурологи и арт-критики в виде непринуждённых монологов. Так, с лёгкой руки Сергея Анросова, заведующего отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, или Кристины Ачидини, лектора крупнейших музеев Флоренции, автора серии книг о мастерах итальянского искусства, зритель знакомится с эпохой Возрождения и периодами творчества Микеланджело Буонарроти. Документальные сводки о жизни великого мастера в этом фильме перестают быть очередным монотонным “яством“ в череде многочисленных “трапез“-повествований об этом художнике Возрождения, а остроумно и изящно вплетаются в полотно-путешествие.

При просмотре фильма не покидает ощущение, что зритель не просто соглядатай телевизионного действа, а обладатель волшебной машины времени, способной переместить его как в далёкое прошлое, так и в обозримое настоящее: провести по музеям и выставочным пространствам, познакомить с картинами и скульптурами той великолепной эпохи.

Авторы фильма поставили задачу доступно, а вместе с тем изящно рассказать о самых знаковых произведениях Микеланджело, и это у них без сомнения получилось. Мне особенно запомнилось повествование о скульптуре-пьете “Оплакивание Христа»“, где Дева Мария поддерживает погибшего Иисуса будто матерь. Здесь интересен акцент на тотальном переосмыслении образа Марии. Режиссёр фильма подчеркивает факт того, что художник изображает Марию не обезумевшей от скорби, какой её принято наблюдать в шедеврах мировой иконописи и скульптуры, а умиротворённо созидающей и исцеляющей. Данный акцент смело можно отнести к весомым плюсом в копилку положительного послевкусия от просмотра фильма, ведь об этом так мало говорилось ранее. Как известно, талантливый человек талантлив во всём: Микеланджело вдохновенно работал не только с разнородными материалами: глиной, камнем, холстом, подвластно ему было и искусство изящной словесности: исторические сводки и размышления о судьбе творца украшены отрывками из его стихотворений. И эта поэтическая линия придаёт особую ценность и интеллектуальную пикантность всему документальному полотну. В завершение хочется вспомнить известную фразу о том, что вода камень точит. Эта поговорка, на мой взгляд, наиболее точно отражает путь Микеланджело в жизни и в искусстве, впрочем, как и путь всякого настоящего художника. Первоначальный библейский и биологический смысл воды — живительная сила, дарующая жизнь. Всякий гений, как и стихия воды, обладает должным терпением, и способен оживить любую неодушевленную материю от глины до мрамора Каррары.

Гера Столицына