Оперное лето с TheatreHD

Этим летом взяла за привычку каждый месяц выбирать в афише TheatreHD одну оперу и идти на неё в кинотеатр. Итого за три месяца были прослушаны три оперы. И вот вам их краткий обзор а-ля впечатления юного операфила.

Кармен (Ж. Бизе)

Классика вечна, и интерес к трагической истории непокорной цыганки Кармен не угасает. Для работы в этой опере латвийская певица Элина Гаранча, обладающая красивым, низким и в то же время мощным меццо-сопрано, преобразилась из блондинки в жгучую роковую брюнетку Кармен. Как известно, свободолюбивая цыганка отвергает внимание большинства поклонников и влюбляется в сержанта Хозе, у которого есть невеста Микаэла. Кармен держится наравне с мужчинами и не собирается никому покоряться: “Свободной родилась – свободной и умру“, – говорит она, соблазняет Хозе и уводит его в свой табор. Но вскоре любовь проходит, и на горизонте – новое увлечение главной героини – тореадор Эскамильо. Элина Гаранча показала Кармен как символ иной женственности: женственности, которая может быть разной: сильной, нежной, решительной, эмоциональной, жестокосердной. Кармен очаровывает глубокой чувственностью, откровенным вызовом и уверенностью в себе, даже в сцене, где она моёт ноги в тазу и обтирает их тряпкой. Гаранча ушла от образа кокетливой фееричной Кармен и воплотила другой образ – умной опытной женщины, способной сильно полюбить, но в то же время опасной для тех, кто не в силах совладать с ее любовью. “Она опасна. Она прекрасна“, – поёт хор. И красота Кармен – не только во внешности, она – во всём.

В этой опере вы не увидите цыганской пестроты, декорации минималистичны. И было необычно видеть, что оперной певице приходится выполнять хореографические движения (танцевать фламенко) во время исполнения оперной партии. Финальная сцена поразила своей реалистичной: схватка ослепленного ревностью и собственной слабостью Хозе, прячущего за пазухой нож, и непокорной даже под угрозой смерти Кармен. Их физическая и психологическая борьба – кульминация оперы. Я кажется инстинктивно вжалась в кресло, понимая, что смерть героини неизбежна, но внутренне желая, чтобы она её как-нибудь миновала. Сильная вовлечение в театральное представление случилось. В этом постановке неизбежно переживаешь весь калейдоскоп самых разных эмоций вместе с главной героиней. Такую Кармен нельзя не полюбить. Она сама – средоточие любви.  Режиссёр-постановщик Ричард Эр сделал глубокий чувственный спектакль о “тёмной“ стороне любви: о ревности, ярости, непокорности и свободолюбии. И это всем стоит увидеть и услышать.

Макбет (Дж. Верди)

Шекспира много не бывает. Год назад новую экранизацию “Макбета“ с Фассбендером в главной роли показывали в кинотеатрах, а недавно там же можно было послушать одноимённую оперу “Макбет“ от Метрополитен опера от TheatreHD. Трагедия “Макбет“ – это история сотворения зла и запоздалого раскаяния, как тщеславная чета Макбет хотела власти и славы через кровавое насилие, но в итоге получила только сумасшествие и смерть. В главных ролях: сербский оперный певец Желько Лучич в роли Макбета, Анна Нетребко в роли леди Макбет. Режиссёр Эдриан Ноубл не берется за воссоздание исторической атмосферы трагедии, так что стилистики древних шотландских легенд и сказаний здесь нет. Вместо трех ведьм мы видим большую толпу тётушек-кумушек, которые славятся не ведовством, а злыми языками. Военные сцены в постановке осовременены: персонажи-вояки – в чёрных кожаных плащах, на джипах с автоматами… Можно пошутить, что из русского в этой опере, кроме Анны Нетребко, автоматы Калашникова – наше “универсальное оружие убийства для людоедов всего мира“. Гордиться нечем, но к счастью у нас такой бренд как русский балет. Ещё одна особенность оперного “Макбета“ – в сюжете шекспировской трагедии усилили нотки матриархальности в семье главных героев. Леди Макбет открыто главенствует над своим супругом, который выглядит малодушным и ведомым, полностью находящимся под властью жены. Шекспировского Макбета – беспощадного существа, “чей разум полон скорпионов“ – здесь нет. Зато есть сцена, где супруга чуть ли не пинками выпроваживает со сцены своего благоверного, распустившего нюни. Зачем это нужно было делать – для меня загадка. Матриархат равно мерзок как и патриархат.

Эту оперу нельзя назвать яркой в плане визуализации и содержания, но уровень музыкального исполнения всё это компенсирует. Часто мне хотелось закрыть глаза и только слушать. Вся обратиться в слух. Темпераментная музыка Верди погружает зрителя в канву трагедии уже в части увертюры. После появления на сцене леди Макбет к драматизму примешивается эротизм. После завершения её арии зал взорвался аплодисментами, и здесь трудно предположить, чему были адресованы мужские крики “Браво!“ – тому, что Нетребко не без заметного усилия вытягивает сложную арию, включив свой грудной низкий регистр, или ее прозрачному пеньюару под незастегнутым халатом. В антракте Метрополитен опера традиционно анонсировала свои новые оперы, и пока ведущая Рене Флеминг брала интервью у Нетребко, в кадре мелькнуло знакомое башкирское лицо. В общем, на подходе “Свадьба Фигаро“ с Ильдаром Абдразаковым. А нас ждёт новый сезон Мет в TheatreHD!

Богема (Дж. Пуччини)

В TheatreHD есть такой маркетинговый ход: когда имя одного из создателей постановки не менее популярно, чем название самой постановки, то их в афише ставят рядом: так было ранее с “Гамлет: Кэмбербэтч“, так сейчас и с “Богема: Курентзис“. Медийная личность, харизматичный и талантливый Теодор Курентзис – визитная карточка “Богемы“, поставленной пермяками совместно с немецкой Festspielhaus Baden-Baden. Курентзис – дирижёр греческого происхождения, после обучения в Санкт-Петербургской государственной консерватории остался жить и работать в России: был музыкальным руководителем и главный дирижёром Новосибирского театра оперы и балета, сейчас – худрук Пермского оперного. Оркестр MusicAeterna под его управлением – востребованный коллектив, который приглашают на крупные международные фестивали и лучшие концертные площадки. К примеру, в этом году команде Курентзиса было поручено открытие Зальцбургского фестиваля – одного из самых авторитетным музыкальным фестивалей в мире, где так же участвовал хор из Пермского театра оперы и балета, который можно услышать и пермской версии оперы Пуччини. За постановку, сценографию, свет и костюмы здесь отвечали приглашенные мастера из немецкого театра Фестшпильхаус. Режиссёр-постановщик Филипп Химмельманн переносит действие оперы с конца 19 века в Париж второй половины 20 века. Четыре товарища из числа творческой интеллигенции той самой французской “новой волны“ снимают скромное жилье, испытывают безденежье, но живут весело и полны амбиций. Один из них – поэт Рудольф (итальянский тенор Давиде Джусти) знакомится с соседкой по имени Мими (Зарина Абаева).

У молодых людей завязываются романтические отношения, но через n-ное количество времени Рудольф узнаёт, что Мими неизлечима больна, и, боясь ответственности и тягот, малодушно покидает её. В финальной сцене все герои стоят чуть поодаль от лежащей на земле, слабой от болезни, Мими, и затем вовсе дружно поворачиваются к ней спиной. И всё это происходит на фоне песчаных дюн, внезапно появившихся на сцене. Вероятно, этот стилистический выверт символизирует черствость героев, которые слишком эгоистичны и поверхностны, чтобы окружить умирающую Мими теплом и заботой. Создатели натянули эту жестокосердную ноту так сильно, что мне инстинктивно стало хотеться, чтобы несчастную женщину хоть кто-нибудь из них обнял, и наконец поднял с земли. Музыка Джакомо Пуччини, приправленная страстной энергией Курентзиса и аккумулированная в каждом музыканте оркестра, рисовала свою историю чувств и настроений. Но с тем, что происходит на сцене, очень диссонировала. Говоря проще, музыка рассказывала нам драму, а актёры изображали мелодраму, а местами ударялись в игру а-ля мюзикл. К примеру, в финальной сцене со страстно сыгранной партитурой можно услышать трепет влюбленных сердец, содрогающихся от предстоящего расставания, НО не увидеть всего этого на сцене. Содержание музыки и картинки в этой опере так и не сходятся. Но зритель, который придёт на “Богему“ за чарующей музыкой и прекрасным вокалом, не будет разочарован, а вот гармоничной постановки будет лишён. P.s. Придя домой включила фильм-оперу “Богема“ режиссёра Роберта Дорнхельма и получила всё, чего мне не хватило в пермской версии.