Снимает кино такой парень / О Романе Каримове

Снимает кино такой парень / О Романе Каримове

Список наших знаменитых земляков недавно пополнился именем Романа Каримова – 28-летнего клипмейкера, выходца из Уфы. В 2011 году молодой режиссёр успешно дебютировал в российском кинопрокате с комедией Неадекватные люди“, получил известность среди широких масс и хорошие отзывы российских кинокритиков. Сейчас Роман живёт и работает в Москве, а каких-то 5-6 лет назад снимал кино в провинции, в Уфе, и принимал участие в первом уфимском фестивале короткометражек «Мое кино» в 2007 году. На тот момент он уже успел набраться некоторого опыта, сотрудничая со студией «Муха» во главе с Виталием Мухамедзяновым. Короткометражный фильм Каримова “Мама, не волнуйся!“ получил приз зрительских симпатий, и вполне заслуженно. История про отчаявшегося пацана с проблемами в универе, попадающего в типичную дворовую разборку и пытающегося срубить в клубе гашика, была по-настоящему близка большей части молодой аудитории. Помимо этого  Каримов умело использовал киношные приёмы экшна в сценах с драками и погонями. Одним словом, Роман зарекомендовал себя как режиссёр для зрителя, для нашего зрителя. Он, не стесняясь, демонстрировал свой жизненный опыт в первых работах, среди которых бросается в глаза “Оптимист“ – кинофильм среднего метра с неутешительной атмосферой провинциального российского захолустья нулевых годов. Главный герой – молодой человек-бездельник, откровенно смеющийся над безнадегой существования. Из-за обилия нецензурной лексики и неприглядных сторон жизни “Оптимист“ не снискал расположения широкого зрителя и не вызвал резонанса в обществе. Все же в нашем городе есть определенный «водораздел» между зрителем и режиссёром. Чтобы его преодолеть, необходимы какие-то дополнительные обстоятельства, например, фестивали городского масштаба. Такие форумы молодых кинематографистов Уфы на тот момент были весьма редки.

В дальнейшем чернушное видение или балабановская концепция повествования» в стилистике Каримова сменяется на прозападную, “тарантиновскую“ форму. Так, например, последняя его уфимская работа “Квартира 29“ изобилует диалогами и причудливыми словесными шарадами. Порой кажется, что актерам не хватает сноровки и образования, чтобы воплотить замысел сценариста и режиссёра, поэтому оценку этой работе можно поставить не столь высокую. Быть может, стилю Каримову перестает доставать искренности и правдоподобия, которые он успешно демонстрировал ранее. Резюмируя обзор его киноработ уфимского периода, нужно отметить, что Каримов – художник двух стихий: в одних случаях, это Каримов, знакомый со злачными районами богом забытого городишки, черниковский чувак, в других же – киноман, отдающий дань уважения таким метрам мирового кино, как Квентин Тарантино или Гай Риччи. Будущность режиссёра прозрачно показала, какая стихия приносит ему успех и актуальность в пространстве российского кинематографа.

В своем фильме “Неадекватные люди“ Каримов выступил также как сценарист, монтажер и композитор. История взаимоотношений 30-летнего менеджера с кризисом среднего возраста и 17-летней девицы переходного периода получилось легким и искренним, без пафоса и вторичности – хорошее доказательство того, что при наличии потенциала и отсутствия курса на подражательство, конечный продукт получается индивидуальным. И как закономерный итог – малобюджетная картина режиссёра-непрофессионала переплюнула своих дорогостоящих, разрекламированных «собратьев» по многим показателям. На Выборгском кинофестивале «Окно в Европу» Каримов стал открытием, а его “Неадекватные люди“ завоевали Гран-при, оставив позади маститого Балабанова с “Кочегаром“.

В том же году Каримов в короткие сроки снял  второй фильм Вдребезги“, где в более зрелищном ключе продолжил тему неадекватных людей. Фильм состоит из трех новелл: в первой две девочки, сбежавшие из психиатрической лечебницы, кроваво расправляются с невинными прохожими без видимой причины, во второй циничный радио-диджей мечется между карьерой и семьей, в третьей – “вечеринка“ с трагическими последствиями. Персонажи и диалоги фильма проработаны тщательно, но планка черной комедии взята с натяжкой, ничего смешного в  двух первых новеллах практически нет. К тому же недоумение в течение всего фильма вызывает умалчивание автором причин происходящего на экране. Сюжетные линии трёх историй в финале пересекаются и повествование приобретает элемент притчи. Обилие явных отсылок к  кинонаследию других режиссеров (Тарантино, Ричи и иже с ними) было ожидаемо – Каримов предупреждал, что будет оммаж  (от фр. “hommage“ – дань уважения одного режиссера другому посредством цитировании работ последнего в картинах первого). В наш век постмодернизма в искусстве ничего предосудительного в этом  нет, если помнить об объективной корреляции и степени отстранения от первоисточников. Каримов этот момент учёл, и пошёл дальше, вложив в своё кино морализаторскую составляющую. “Вдребезги“ был показан на фестивале “Кинотавр“ и при содействии известных продюсеров, вышел в широкий прокат, но успеха “Неадекватных людей“, ожидаемо, не повторил. Учитывая тот факт, что в российском кинематографе жанр черной комедии встречается редко, фильм Каримова тем более интересен.

По какому пути пойдёт это молодой режиссёр  дальше, увидим после выхода его новых фильмов. В прошлом году Каримов завершил съёмки “Провинциалов“ и сейчас картина находится на стадии монтажа. Буквально на днях начались съёмки другого фильма Каримова под названием “Стартап“, который расскажет историю становления IT-индустрии в России. В общем, ждём, надеемся и верим.

Источник фото: официальный сайта Р. Каримова.

В соавторстве с  Ильмиром Ку.

-Hak8-Dxgy4

Ева Айсын

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.