Наш ответ “Пиле”?

Наш ответ “Пиле”?

Весной на ТНТ вышел сериал в жанре психологического триллера “Колл-центр“. К его просмотру мотивировали три причины: ну, во-первых, редкий для нашего сериального кинопрома жанр, во-вторых, в “Колл-центре” снялся уфимец, актёр школы-студии МХАТ Аскар Нигамедзянов, в-третьих, режиссёры и сценаристы “Колл-центра“ – Наташа Меркулова и Алексей Чупов, создатели замечательного фильма  “Человек, который удивил всех“

В “Колл-центре“ они пошли по стандартному гетеронормативному шаблону: в центре сюжета лежит история несчастной любви Кирилла (Павел Табаков), которого бросила девушка Катя (Юлия Хлынина), предпочтя ему своего босса Дениса (Владимир Яглыч). Все участники этого любовного треугольника работают в колл-центре по продаже секс-игрушек, а с ними еще 9 человек. В один момент все эти люди оказываются заложниками в руках неизвестных, которые изолируют их в помещении колл-центра и запускают бомбу с часовым механизмом. Они вынуждены выполнять разные задания злодеев, чтобы выжить, а те наблюдают за ними через многочисленные камеры, называют их своими детьми, а себя мамой и папой. То, что “террористы“ вытворяют с заложниками не вызывает особого интереса, потому что подчас всё это лишено логики и выглядит как развлечение психопата со скудной фантазией. Но кроме основной сюжетной линии, флешбеками показывают истории персонажей, запертых в колл-центре по одной в каждой серии, и вот эта часть куда интереснее.

Сценаристы постарались придумать разные образы и архетипы для своих героинь и героев: здесь есть девушка с религиозно-экстремистским прошлым, есть женщина в психическим расстройством, есть парень с большим весом, есть негетеросексуальная героиня, есть мигрантка-нелегалка и др.

Как в капле воды отразилось, что называется: во главе иерархии белый гетеро альфа-самец, с ним ради девушки конвенциональной внешности соревнуется отвергнутый белый бета-самец, а остальные представители разных дискриминируемых групп. Угадайте кто из них будет убит сценаристами в лучших традициях второсортных сериалов, ведь авторы не знают что с ними делать дальше? Штош, спасибо хоть за дивёрсити.  

Одна большая проблема “Колл-центра” его перенасыщенность событиями и эмоциональная перекрученность сцен, и в этой избыточной свистопляске безвозвратно тонут художественная составляющая фильма, его эстетический потенциал, если, конечно, таковые стороны вообще предполагались, а вот атмосферы, характерной для  триллера, вообще не возникает ей там просто неоткуда взяться.

Зрелище на зрелище сидит и зрелищем погоняет. В одной из сцен физического насилия создатели настолько откровенно вывалили и посмаковали этот момент, что мне стало дурно от такой триггерной нечувствительности создателей. Я почти решила не смотреть сериал дальше, как на середине случился резкий сюжетный поворот, и моё любопытство меня удержало захотелось дождаться разоблачения террористов и узнать их историю. Хорош финал эпизода с мигранткой, отправившейся в путешествие по трубе привет, фильмам  “Куб“/“Гиперкуб“. А история с ФСБ-шником, призванным спасти заложников, выглядит как лоскут на полотне сериала, потому что упирается в сюжетный тупик. Зачем нужна была эта линия? Впрочем, ближе к финалу наблюдается откровенная “пьянка” от сценаристов, и сюжетными ходы становятся более странными и нелепыми, а действия персонажей лепятся друг на друга, как будто создатели хотели одного как-то более-менее адекватно завершить сериал. Финал вытягивают в намёк, что будет второй сезон. Наверное, Чупов и Меркулова хотели сделать “наш ответ “Пиле“, но  получилась кривое подражание с жирным налётом российской топорности. В общем, я  огорчилась, что подавшие мне надежду российские киноделы так смачно подпортили свою репутацию. 

Ева Крестовиц