Земля Шагала, небо Малевича

Земля Шагала, небо Малевича

Шагал-Малевич

Биографические фильмы создаются не для того чтобы внести документальную точность в исследование жизни определённой личности. Здесь ставится иная задача – показать природу этой личности, грани души его. При этом само действие может быть сюрреалистичным. С фильмом “Шагал-Малевич“ режиссера Александра Митты так и вышло. Но кино получилось больше о Шагале, а Малевич здесь выглядит как попавшийся под руку режиссёра современник, с которым была связана часть жизни Марка Шагала.

Фильм делает акцент на природу личности двух художников, касается ключевых моментов их жизни и творчества. Поэтому во время выступлений Малевича (Анатолий Белый) перед учениками за его спиной вырисовываются  суприматические картины, а Шагал  (Леонид Бичевин) летает над родным городом вместе с любимой женщиной.

В фильме интересна работа со цветом: создатели пытались передать через него всю художественную составляющую творчества Шагала, то, как он видел мир.

Самым страстным персонажем получился Каземир Малевич. Он гипнотизирует своих учеников, клином проходит по всему традиционному и на его руинах выстраивает новый мир. Его пламенные речи в буквальном смысле меняют реальность фильма, и мы видим одержимую решимость его учеников-художников идти за ним до конца. По фильму можно понять, чем дышал Шагал, чем горел Малевич, и как они “разжигали искру“ в своих учениках.

Весь фильм пронзается светом Шагала, но при этом держится на образе Малевича. Вот только первый, несмотря на его полеты, получился приземлённым. А второй, напротив, выглядит, более одухотворенным и возвышенным, чем его приятель-современник.

Отсутствие остроты конфликта в ключевых сценах не дают нужного напряжения и не передают поэтики того времени.  Большинство сцен в фильме реализуются “пробросом“: только рождается конфликт и сцена эмоционально накаляется, как она тут же резко обрывается и весь конфликт сводится на нет. Например, отец невесты кричит, что свадьбы не будет, и нам показывают сцену переживания возлюбленных, но тут же начинается свадьба. Или когда отец мальчика, весь фильме не хотевший, чтобы сын учился у Шагала, в момент расстрела заявляет: “Я хочу чтобы мой сын, был похож на него“.  Все изменения персонажей остаются за кадром и из-за этого многие сцены выглядят чудовищно урезанными. Актёры, почти все – от комиссара Наума до самого Шагала, не дотягивают до высоких планок своих образов.

Фильм “Шагал-Малевич“ хочет быть сюрреалистичным, воздушным, как картины Шагала, но это у него не получается из-за слабой актёрской игры.

Они пытаются “сыграть его живопись“, но выходит нечто искусственное. Поэтому зрителю остаётся лишь довольствоваться удачной цветовой коррекцией фильма, редкими интересными сценами (например, арест Малевича, где комиссаров малюют красками) и вспоминать картины одних из лучших художников в мире.

Собака

Сергей Першин