Страна Ноль-три, или С новым годом, Шабадинова!

Страна Ноль-три, или С новым годом, Шабадинова!

Режиссёр Василий Сигарев, известный своими жёсткими драматическими фильмами “Волчок“ и “Жить“, сменил вектор творческого направления и снял кино в жанре комедии под названием “Страна Оз“. Зная авторскую манеру Сигарева, я ожидала чего-то выгодно выбивающегося из ряда российского комедийно-новогоднего, которым традиционно наводняют кинотеатры, начиная с декабря месяца. И действительно: на фоне фильмов, которые один другого адовее в плане бессмысленности, как пустые ракушки, внутри которых нет и намёка на что-то живое, читай – интересное, “Страна Оз“ выглядит на голову выше. В то же время режиссёр не изменил своему привычному “чернушному“ стилю – будем называть вещи своими именами.

Strana-OZ-2

Главная героиня “Страны Оз“ Лена Шабадинова – инфантильная, немного психически заторможенная девица не от мира сего, которая весь фильм пытается добраться до места своей новой работы – торгового киоска на улице Торфорезов – и попадает  в череду нелепых экстремальных, смешных и не очень, ситуаций. Яна Троянова сыграла главную роль в фильме ярко и искромётно, несмотря на минимум произнесённых фраз, среди которых шизофренически часто повторяются две – “А у меня сестра копчик сломала“ и “А где улица Торфорезов?“. Но главное в фильме – то, что вытворяют люди, которых она встречает на своём пути: здесь создателями показана целая коллекция образов из русской жизни, их новогодние безумства и быт. Самые яркие и показательные из них – герой Гоши Куценко, который решает взорвать коробку с фейерверком, поставив её на голову; водитель под бутиратами (Евгений Цыганов), который ложится спать прямо за рулем своей движущейся машины; интеллигентная женщина в годах (Инна Чурикова), умудрившаяся вырастить троих хамоватых сыновей-лоботрясов; подвыпившие весёлые гопники, стреляющие из травмата из окна своей машины с криками “С новым годом!“. Но фееричный персонаж Дюк в исполнении колоритного Александра Баширова по праву затыкает их всех за пояс – больше всего дегенератского в фильме вытворяет именно он.

В “Стране Оз“ размыты границы реальности и художественного вымысла: увеличительное стекло в руках создателей? А есть ли оно?

Если вспомнить сказку Фрэнка Баума, то можно увидеть в Лене и в подобранной ею собачке Дюде главных героев его Страны Оз, которые идут на поиски своего улетевшего домика (в нашем случае –  киоска), где в это время перепивший приятель её сменщика кричит в пьяном угаре “Я Бастинда!“. Но поскольку реалии вокруг вовсе не сказочные, а суровые уральские (фильм снимали в Екатеринбурге –  родном городе В. Сигарева), то слово “Оз“ тянет расшифровать образно как “ноль –три“, что будет логично, учитывая, что поступки персонажей фильма нередко граничат с патологией, а похождения неминуемо приводят их в службу 03.

Ключевой фразой в фильме мне видятся слова персонажа Дюка: “Унижение – это основа жизни“. В подтверждение их главная героиня весь фильм попадает в унизительные ситуации, но, будучи морально непробиваемой, умудряется из них худо-бедно выбираться и в финале находит своё счастье.

Сомнительным в фильме мне кажется лишь то, что шутки в нём нередко доходят до уровня пошлых и плоских. Но с другой стороны, можно ли было снять кино на на заданную тему, избегая подобных шуток – вопрос открытый.

Возвращаясь к мысли, почему “Страна Оз“ выглядит выигрышно на фоне всего ныне представленного новогодне-комедийного: кино Сигарева авторское – позиция режиссёра видится за каждой сценой и репликой, пропитанными самоиронией, переходящей в тонкую сатиру, к тому мракобесию, что иногда творится в головах носителей “русской загадочной души“. Оголяя их порочные стороны, режиссёр смеётся и плачет вместе со зрителем, потому что, как и зрителю, ему всё это знакомо не понаслышке – сцена с фейерверком, по словам Сигарева, автобиографична – и в финале они одновременно недоумевают и радуются тому, что жизнь всё же победила смерть каким-то неизвестным науке способом…

sobaka

Ева Айсын