“Дайте слово угнетённым!“

В рамках проекта TheatreHD на экраны российских кинотеатров вернулся “Франкенштейн“ – постановка Дэнни Бойла на сцене Королевского Национального театра. Мало кто знает, что режиссёр фильмов “На игле“, “Миллионер из трущоб“, “28 дней спустя“ начинал свою карьеру как театральный режиссёр. До того как уйти на телевидение в 1987 году, Бойл поставил несколько спектаклей на театральных сценах Лондона, и в 2011 году триумфально вернулся в театр со своим “Франкенштейном“, где в главных ролях задействованы звезды кино и театра Бенедикт Камбербэтч и Джонни Ли Миллер.

Уникальная особенность бойловского “Франкенштейна“ в том, что у этого спектакля есть две версии: в одной Ли Миллер играет доктора Франкенштейна, а Камбербэтч – его Создание, во второй – актёры меняются ролями.

В прошлый вторник мы смотрели в уфимском Синема парке версию “Франкенштейн: Ли Миллер“, в следующий вторник там же покажут “Франкенштейн: Камбербэтч“. За счёт того, что актёры сбрасывают одну шкуру и залезают в другую, Бойл создает некий стерео-эффект сценической правды, отменяя её однозначность и показывая, что в этой истории нет чисто добра и чисто зла, а есть герои, которые  совершают как хорошие, так и плохие поступки.

Две версии спектакля с актёрской рокировкой – очень удачный ход. Потому что первое, что хватает за живое в этом спектакле, это актёрская игра. Глядя на Создание в исполнении Бени, думаешь, что так сыграть его мог только он. Но увидев игру Джонни Ли Миллера в роли Виктора Франкенштейна, конечно же хочется посмотреть, как он сыграет роль Создания.

Оба актёра демонстрируют высший пилотаж, за что в своё время получили две главные лондонские театральные награды – премию Лоуренса Оливье и премию газеты Evening Standard.

Спектакль начинается с того, что из искусственной родовой плаценты на свет выползает творение доктора Франкенштейна. Особенно впечатляют пластические движения Камбербэтча в момент рождения Создания: первый вдох, первые шаги – этому в спектакле уделено большое и детальное внимание. Как новорожденный ребенок он пытается совладать с непослушными частями тела, затем начинает познавать мир. И это познание полно печали. Люди  не принимают тех, кто от них отличается. Исключением становится лишь слепой старик, который учит Создание читать, писать и мыслить. Остальные люди его боятся и ненавидят.

Впитывая человеческие науки и знания, но лишенный хорошего отношения, Создание впитывает человеческую ненависть.

Главной его психологической травмой становится нелюбовь его Создателя – доктора Франкенштейна, который, увидев безобразное лицо своего Создания, в ужасе убегает. Показывая Виктора Франкенштейна глубоко несчастным человеком, Бойл подводит нас к основному вопросу своей постановки: Что мы можем дать миру, что мы можем создать, если наше сердце полно нелюбви и ненависти? И даёт ответ: только ненависть, боль…. страдания, войны…

С этой позиции история Франкенштейна актуальна во все времена, а роман Мэри Шелли – это о том вечном, что внутри нас. Касание проблем социальной стигмазации и феномена Другого также занимает в постановке не последнюю роль.

Одна из основных жизненно необходимых потребностей человека – осознание Другого (непохожего на него) как равноценного ему человека и признание его права на различие. Сдаётся мне, что фраза “Дайте слово угнетённым“ вложена в уста Создания не просто так. Эта именно та проблемная плоскость, которая волнует цивилизованные общества сегодня на почве обострения религиозных, межэтнических и межгендерных конфликтов и необходимости укрепления понятия толерантности.

И ещё: “Франкенштейн“ –  это о том, что все мы несём ответственность за свои действия и слова.

И если, к примеру, с высоких трибун нам говорят на языке насилия, а мы, его подхватив, транслируем дальше и воплощаем эту риторику в жизнь, то почему удивляемся, когда подросток покупает ружье и расстреливает своих сверстников? “Мы все друг перед другом немножечко виноваты“, – говорил старец Зосима из “Братьев Крамазовых“. А иногда не немножечко. “Франкенштейн“ Дэнни Бойла – хороший пример того, как из классического сюжета можно сделать актуальный спектакль на злободневную тему.

Встретимся во вторник в Синема парке Галереи Арт на “Франкенштейн: Камбербэтч“!