Любовь Васичкова: “Всё зависит от умения чувствовать музыку“

Любовь Васичкова: “Всё зависит от умения чувствовать музыку“

Моё знакомство с челябинской группой «ZнаковNet» случилось год назад на одном из  уфимских квартирников. Магия голоса Любови Васичковой, красота и драйв музыки  сделали свое дело – я влюбилась в творчество этого бэнда.

Состав группы:

Любовь Васичкова – тексты, музыка, вокал, гитара

Мария Налимова – клавиши

Вера Карязина (Васичкова) – скрипка

Александр Ганцев – бас-гитара

Алексей Попов – барабаны, перкуссия

Группа «ZнаковNet» образовалась не так давно, в 2011 году,  а до этого был aкустический cемейный дуэт сестёр Васичковых «Монолог». Когда он образовался и что этому способствовало?

Как мы любим шутить – дуэт образовался со встречи двух сестёр (смеётся). На самом деле всё просто: я училась игре на фортепиано, писала песни с лет 13, а сестра Вера закончила музыкальное училище по классу скрипки. Надо сказать, её желание что-либо делать на этом поприще, там напрочь отбили, потому что музыка по указке – не музыка вовсе. И вот, когда её скрипка уже года два пылилась в футляре, я предложила ей создать совместный акустический проект с авторскими песнями, и она согласилась. Это и способствовало тому, что Вера вернулась к музыке, и впоследствии стала педагогом в музыкальной школе. Вместе мы начали воплощать в жизнь то, что у меня пылилось в ящичках  в виде текстов.

Монолог-Ланч-Росс

Всё-таки в вашем детстве была ненавистная музыкальная школа или вы с младых ногтей добровольно и с энтузиазмом шли с далёкой цели?

Всё было как и у большинства детей, наверное. Музыку я любила всегда, а музыкальную школу не то, чтобы не любила, но недолюбливала точно, и именно из-за ограничения свободы. В пять лет меня отдали на занятия по вокалу, к 12 годам я закончила семилетнюю школу по классу фортепиано. Окончив её, я была счастлива, что наконец-то  выхожу из этой кастовой системы принуждения. Закрыла пианино «на замок» и даже не подходила к нему. Прошел год и я поняла, как я благодарна родителям за то, что они отдали меня учиться. Как раз к тому моменту я освоила гитару и начала писать песни, но пиано оставалось любимым инструментом. У сестры же путь был длиннее  и мучительнее, но в итоге все вернулись к одному и тому же – Музыке.

Что стало причиной трансформации акустического дуэта в группу с электрическим  звучанием?

Акустика имеет большие  плюсы – это камерность, «прозрачность» звука, единение со зрителем, но тут не размахнёшься в плане аранжировок. О группе я мечтала с тех пор, как начала писать песни, слушать «Наше радио» и всячески проникать в рок-культуру. Поэтому эта трансформация была сама собой разумеющаяся.

Мне кажется, или буква «Z» в названии группы – неспроста? Симпа в сторону Рамазановой?

Ребята не в курсе, но так оно и есть (смеется). Латинская буква «Z», в принципе, красиво смотрится сама по себе, но, и, безусловно, это визуальный отсыл к Земфире. Что уж тут скрывать, её творчество сыграло большую роль в моей жизни. Недавно посетила её концерт в Челябинске, вдохновились на год вперёд. Такой заряд энергии исходит от её музыки, от неё самой! Безусловно, Земфира – музыкальный авторитет для меня.

В песнях «ZнаковNet» я не вижу намёков на схожесть с творчеством Рамазановой, и это большой плюс в копилку самобытности вашей группы. Когда кумир – источник для вдохновения, а не подражания – это замечательно. А что еще (или кто) вдохновляет тебя ?

Люди вдохновляют, отношения между людьми, в этом плане я очень чувствительная. Искусство вдохновляет, я по специальности искусствовед. Был случай,  когда нам на паре по киноискусству показали фильм  Роберта Вине «Кабинет доктора Калигари», меня этот фильм сильно впечатлил, я пришла домой, села за пианино и написала песню «Сомнамбула». В итоге, одна хорошая девушка Ирина Подковырина – администратор сообщества Земфиры Вконтакте, смонтировала нам клип, соединив фильм и песню воедино. По-моему, интересно получилось.

Какая составляющая песни, на твой взгляд, является основополагающей: текст или музыка?

Мне нравится как Мария, наша  клавишница, на этот счёт высказалась: «Иностранцы в большинстве своём не слушают русский рок, в том числе и потому, что не понимают слов. А для русского человека важен именно текст, потому что словами можно проникнуть очень глубоко. И если эти слова поддерживаются красивой музыкой, то создаётся универсальный язык, способный достучаться до любого сердца»

Земфира в одном интервью сказала, что тексты в её голове появляются только вместе с музыкой. А как у тебя? Ты работаешь над текстом?

Чаще всего появляются одновременно. Вначале возникает настроение, атмосфера, и я чувствую, что скоро напишу песню. Всё происходит быстро, за несколько минут. Предпочитаю ничего не править, потому что рассматриваю это как изливание своих переживаний. Иногда бывает, текст и музыка рождаются постепенно, одно за другим, но я не люблю отрывать друг от друга эти синтезированные вещи. Песенная форма предполагает единство.

Свои песни вы обозначаете стилем «Piano-rock»,  чем это обосновано?

Нам близка по духу именно клавишная тематика, только пианино имеет всю палитру оттенков, чтобы выразить весь спектр человеческих чувств, и поэтому мы стараемся делать упор именно на фортепианную основу. Отсюда и название стиля, хотя, это всё так условно.

Как считаешь, обязательно ли для автора и исполнителя песен иметь музыкальное образование?

Нет, не обязательно.

Но ты согласна  с тем, что  при отсутствии  соответствующего образования, музыкальная сторона песен уступает текстовой? Не могу представить твои тексты на трёх аккордах, например. К тому же, как слушатель, тяготею к единству формы и содержания. У «ZнаковNet» с этим всё в порядке: глубокие образные тексты и насыщенная полиинструментальная  музыка.

Дело не в образовании, это же условность. Всё зависит от способностей, от умения чувствовать музыку. Есть талантливые самоучки, есть и бестолковые студенты, с трудом оканчивающие институт. Скажем так: образование – это бонус, приоритет. Вот у меня нет филологического образования, а ты говоришь, что тексты неплохие, значит всё в порядке с балансом.

Как часто  играете в  родном Челябинске? Какие площадки обжили? Какие города попали в ареал выступления вашей группы?

Играем по желанию, выступаем по принципу «программу сделали – отыграли». Получается нечасто, но это и хорошо. Любим благотворительные концерты, любим концерты с дружественными группами. Сейчас хотим сольный концерт устроить, но у нас в Челябинске сложно с площадками и   условиями на них.  Из тех, что обжили, – клубы «Taxi-Blues», «OZZ»,  «Амигос», «НХТ», » Бешеная Собака»,  «Мегачел» – много разных, другое дело, что по качеству аппаратуры и звуку достойных площадок только пара, да и то, туда трудно попасть. Из других городов были в теплом Екатеринбурге, красавице Уфе, в Питере я одна давала маленький концерт. Планируем выступить в Костанае – на родине  нашего бас-гитариста.

Есть поклонники в Казахстане? Или вы готовы поехать и играть там, где вас никто не слышал?

Готовы, конечно, готовы. Это же такое приключение! К тому же, новому слушателю играть даже приятнее.

Какие челябинские исполнители или группы близки по духу, и есть ли такие, кому ты симпатизируешь?

Группа была у нас хорошая – «Сны  Вероники», жаль, что они распались. Играли джаз-рок, вот им очень симпатизируем и надеемся на возвращение. Группа «Трамвай» – рок-н-рольные ребята, солистка у них с очень красивым голосом. В остальном, я больше в курсе кавер-групп, но они мне неинтересны в плане музыки.

Хотела бы в будущем полностью посвятить себя музыке и зарабатывать этим?  Концертами, преподаванием, например.

Преподаватель я нетерпеливый, была у меня пара учеников по гитаре – не смогла.  Конечно, хотелось бы больше времени уделять музыке,  двухчасовые репетиции два  раза в неделю – это очень мало. Скажу так, будь я финансово независимой, я бы всё своё время посвятила музыке и творчеству. Но влезать в адскую колею шоу-бизнеса  нет желания.

Песни  «ZнаковNet»  несут какой-то посыл слушателю?

Специального посыла нет, обычное самовыражение. Но, конечно, каждая песня несёт в себе информацию, в большей степени эмоциональную, другой вопрос – как это люди воспринимают. Обычно близко то, что актуально на данном этапе жизни. И, если наши песни нравятся, значит, они  актуальны.

В одной песне ты поешь: «Не нужно смысла, достаточно разрушительной силы внутри». Как часто ты ее ощущаешь?

Разрушительная сила – это то же, что и созидательная сила, другая ее сторона. Мы все ею наделены в разной степени, и она всегда в нас.

Вы записываете отдельные песни в студии, а что насчет альбома?

Мы очень хотим альбом, более того, материала у нас на два альбома хватит. Всё дело в финансировании, мы же сами в себя инвестируем, а  студия – это дорогое удовольствие.

Твоё самое амбициозное желание – это…?

Иметь собственную студию звукозаписи.

Желаю, чтобы она у тебя появилась! Спасибо за интересную беседу, творческих успехов!

ZнаковNet – Время До

Фото: Людмила Фомина

sobaka

Ева Крестовиц