Ельцин-центр и музей первого Президента России
Думаю, не ошибусь, написав, что Ельцин-центр (далее ЕЦ) – самый масштабный и грандиозный общественно-культурный центр Екатеринбурга. Открыт он был не так давно – в 2015 году.
Внешне мало чем примечательное стеклянное здание ЕЦ удачно расположено в центре города: на набережной реки Исеть, где всегда много туристов и гостей города. Как понятно по названию центра, основной целью его создателей было желание собрать и сохранить историческое наследие первого Президента России. Как и другие современные музейные комплексы, ЕЦ ориентирован на многофункциональность: кроме музея Ельцина в нём работают арт-галерея, кинозал, конференц-залы, театральная площадка, книжный магазин, кафе и многое другое.
В первый день, имея ограниченное время в запасе перед спектаклем Коляды, мы не стали замахиваться на основной объект ЕЦ – музей Ельцина, и направились в Арт-галерею на первом этаже, где шла выставка “Единомышленники“.
Здесь стоит сказать не столько о выставленных объектах, сколько о способе подачи информации.
Рядом с каждым арт-объектом можно было заметить их уменьшенные копии из мягкого, похожего на резину, материала, а также интерактивные видеомодули с комментариями на языке жестов. Оказалось, что “Единомышленники“ высвечивают проблему доступности культуры для людей с разными формами инвалидности – незрячих, слабовидящих, глухонемых – и показывают, каким испособами её можно сделать доступной для них. В работу над созданием экспозиции были приглашены четыре посетителя московского музея “Гараж“ с разными формами инвалидности – те самые единомышленники, которые стали напарниками кураторов на всех этапах подготовки проекта, и это их видеокомментарии можно услышать у каждого арт-объекта.
В галерее в это время проходила экскурсия для группы глухонемых посетителей: экскурсовод через помощника-сурдопереводчика что-то оживленно с ними обсуждал.
Несколько арт-объектов с выставки: 1. Дженни Савиль “Заклеймённая“. 1992, холст, масло.
2. Роберт Раушенберг “Цветок дорожных знаков“.1987, ассамбляж с номерными и дорожными знаками. 3. Марк Куинн “Недальновидность“. 2009, патинированная бронза.
По второй день мы с друзьями вернулись в ЕЦ, предварительно узнав, в какие часы в музее Ельцина бывают экскурсии. К указанному времени у информационной стойки набралась группа из 10 человек. Музей начался с широкого коридора, на стене которого были прописаны имена всех меценатов – политиков и бизнесменов, пожертвовавших деньги на создание этого объекта. Там же можно было увидеть увеличенную версию федерального закона 2008 года N 68 “О центрах исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий“.
Согласно этому ФЗ каждый президент России, уйдя от дел, имеет право создать центр своего имени. Так что однажды в СПб наверняка появится Путин-центр.
Далее мы попали в большой, красиво оформленный холл, где стоит экспонат – раритетный автомобиль ЗИЛ, на котором возили Ельцина, и стеклянный стенд с протокольными подарками президенту от лидеров других стран и его единомышленников.
Запомнился оранжевый свитер от Hugo Boss – подарок Бориса Немцова с открыткой, где написано что-то вроде “Этого цвета не хватает в политике России“. Ну, вы поняли…
У широкой информационной стойки девушка-экскурсовод раздала нам радионаушники, которые позволили ей впоследствии персонально доносить до нас информацию, не напрягая связки в людных помещениях музея. Девушка сообщила, что созданием экспозиции музея занималось американское Агентство музейного дизайна Ральфа Аппельбаума, которое в своё работало в России над Еврейским музеем и центром толерантности в Москве. Поднявшись на второй этаж, где начинаются непосредственно экспозиции музея, мы попали в округлое пространство, где нас встретил сам Борис Николаевич, сидящий на скамейке в виде памятника, а на большом экране напротив него транслировались архивные фотографии.
Выставочное пространство музея напоминает по форме цветок, каждый лепесток которого содержит экспозицию, посвященную определенному периоду в жизни страны и Президента. То есть выходя из каждого “лепестка“, посетитель неизменно выходит на площадку со скульптурой Ельцина. Созданием концепции “семи дней“, лежащей в основе музея, занимался российский режиссёр Павел Лунгин.
Семь залов – это “Семь дней, которые изменили Россию“: от августовского путча до отставки президента.
Отдельно надо сказать про оснащение музея, потому что оно очень впечатляет. Вот есть “не живые“ музеи, где можно только смотреть, и нельзя ничего трогать, а есть “живые“ музеи, где всё заточено на интерактив – на тесное взаимодействие с посетителем через экспонаты. Например, подняв трубку старого дискового телефона здесь можно услышать голоса реальных переговоров людей того времени, зайдя в импровизированную радиостанцию, записать свое “президентское“ обращение и выслать его друзьям на е-mail, на интерактивной доске пройти тест на знание экономики и поиграть в инвестиционную игру и т.д. Подобного в этом музее очень много. Про мультимедийные устройства можно не говорить: в любом современном музее – это обычное явление. До этого момента верхом интерактивного совершенства я считала музей ГУЛАГа в Москве (о котором всё никак не могу написать здесь), но ЕЦ его затмил.
Музей Ельцина – высокотехнологичный аттракцион! Как сказал один из посетителей: “Я будто попал на выставку Иннопром“.
Создатели не обошли вниманием и разные мелочи: например, заметила, что в кабинете Ельцина из чашки с чаем, стоящим на столе, идёт пар. И он шёл всё время, пока мы слушали последнюю новогоднюю речь Ельцина в записи. Эффект а-ля “Ельцин не умер, он вышел в другую комнату“.
Как вы уже, наверное, поняли, этот музей обращен не только к персоне Ельцина, но и к тому периоду в истории России, когда он руководил страной.
Поэтому здесь много сопутствующего, что формировало жизнь россиян в то время. В одном месте, например, можно посмотреть запись выступления Виктора Цоя, где он поёт песню “Перемен“.
В музее поражает также обилие информации, в том числе бумажной, под стеклом: заметки и черновики Ельцина, сделанные перед выступлениями на различных пленумах, письма разным политикам. Самое любопытное – оригинал письма Михаилу Горбачёву. Отдельный зал в музее – это “Зал свободы“, посвящённый гражданским правам и свободах в новой России. Его украшает огромное полотно прославленного художника-авангардиста Эрика Булатова.
От синевы картины и вправду возникает ощущение воздуха и свободы.
На огромных мультимедийных экранах известные политики, музыканты, писатели, телеведущие – от Ройзмана до Макаревича – на разный лад трактуют, что есть свобода в их понимании. Здесь меня очень впечатлила такая штука как “информационный душ“. Работает он так: зайдя в зал на тебя обрушивается многоголосье экранных ораторов, но стоит сесть напротив конкретного видеомодуля – и ты слышишь только того человека, который вещает с экрана напротив тебя. “До чего [музейная] техника дошла!“.
На выходе из этого зала посетители могут взять себе со стенда Конституцию РФ и печально вздохнуть, что покидают чуть ли не единственное место в стране, где чтят главный закон РФ.
Музей Ельцина – это место, куда можно прийти и пропасть на целый день, если вы хотите детально, вдумчиво и не спеша всё осмотреть, послушать, потрогать, покрутить. Благо экскурсовод потом даёт возможность пройтись по залам самостоятельно. Стоимость билетов демократичная. Так что будете в Екатеринбурге, не проходите мимо Ельцин-центра!
Фото: друзей ЕК.