Евгения Некрасова: “Книжные клубы спасут мир!“

Евгения Некрасова: “Книжные клубы спасут мир!“

В Уфе прошла встреча с российской писательницей-феминисткой Евгенией Некрасовой, которую организовали создательницы книжного клуба “Синие чулки“. Книги Евгении активно обсуждаются в книжных клубах нашего города; я здесь писала рецензию на “Калечину-Малечину“ и, наблюдая в соцсетях за поездками писательницы в регионы России, предполагала, что однажды Евгения неминуемо окажется и в Уфе.

И это событие случилось раньше, чем я думала! Пока пишу, пытаюсь вспомнить, бывала ли я раньше на встречах с писатель_ницами, и не могу ничего выудить из памяти. Похоже, это первый такой ивент, на котором я была.

В пространстве “Эра“ в тот вечер собралось около 40 человек (включая организаторок), и это были преимущественно женщины – участницы разных уфимских книжных клубов, а также просто читающие персоны. “Эра“ – место приятное, светлое, современное, была там в прошлом году (в другом зале) на концерте татарской рок-группы “Gauga“.

Встреча с писательницей была выстроена так: сначала свои вопросы задавали организаторки – Сабина, Даша, Асия, затем такая возможность была у участниц.

Вот то, что я запомнила из всего услышанного: Евгения занимается исследованием России: часть текстов в сборнике “Домовая книга“ написаны по следам путешествий по стране. Писательница часто бывает в Астрахани, в связи с этим есть и тексты, навеянные астраханскими вайбами. Авторка поделилась, что англоязычные издательства не берутся переводить роман “Кожа“ из-за того, что про чернокожую героиню пишет белокожая женщина. Про этот этический момент есть дисклеймер вначале романа, и мне он очень понравился. Там я, например, узнала, что у Евгении есть корни народов эрзя и мокша (бальзам на моё нерусское сердечко), а также о том, что в основе рассказа “Мордовский крест“ лежит история матери Евгении, которая в молодости из-за нерусской внешности, подвергалась в Москве нежелательному вниманию полицейских. Также я, ещё не читавшая сборники “Сестрамам“ и “Золотинка“, узнала и порадовалась, что в трёх рассказах авторки есть квирные персонажки. Надо успеть прочитать, пока издательства не зацензурировали “крамолу“!

Евгения поделилась, что её нередко спрашивают, почему она много пишет про насилие. Потому что его много, я не хочу, чтобы оно было, и я хочу с ним бороться – примерно такие слова сказала писательница.

Модераторка встречи Асия попросила Некрасову порекомендовать российских авторок, малоизвестных широкой публике, которых стоит почитать. Я записала следующие имена: Мария Кочан, Даша Благова, Светлана Олонцева, Екатерина Манойло, Илья Мамаев-Найлз, дебютные книги которых вышли в издательствах “No age“ и “Есть смысл“. Кстати, Евгения – одна из создательниц и кураторок Школы литературных практик – места, где студент_ок учат осмыслять реальность, искать живые, актуальные темы и новый язык говорения о них. В этой школе отучилась и уфимка Диана Янбарисова, на чьи тексты Евгения призвала также обратить внимание. Здесь можно посмотреть полный список литературы, рекомендованный Некрасовой.

Одна читательница восторженно отозвалась про рассказ “Банкомать“, где героиня рожает деньги. На это авторка ответила, что это сатира на материнский капитал, что женщины создают людей, а люди создают деньги, то есть женщины опосредованно создают деньги.

Другая читательница просила про отношение гостьи к классической литературе. Так мы узнали, что Евгения любит прозу Тургенева и Гоголя, также звучали комплименты в сторону гончаровского “Обломова“, гоголевского “Носа“ и тургеневских “Отцов и детей“. “А вот Лермонтова сейчас читать кринжово, в своих текстах он душнила и сексист с колониальным мышлением“, – сказала Некрасова, и это ровно тот вывод, который я сделала после обсуждения “Героя нашего времени“ в одном уфимском книжном клубе. Я, пользуясь случаем, сказала Евгение, что я её френдесса из [запрещённого] фейсбука и поблагодарила за то, что она там лайкает мои посты, а также задала вопрос про аудиоверсию “Кожи“, который в своё время вышел в Bookmate в виде аудиосериала. Спросила, связана ли творческая коллаборация Евгении с музыканткой Айгель Гайсиной (Набережные Челны) и художницей Алисой Горшениной (Нижний Тагил) с региональной  и этно-ориентированностью последних? Ответ был такой, что эти авторки в своих областях делают примерно то же самое, что Евгения в литературе; в них есть другой опыт, обусловленный жизнью в маленьком региональном городе, и он многое определяет в их творчестве.

“Региональность – ключ к тому, что они делают“, – сказала писательница.

На встрече была возможность купить книги Евгении, но пока я тормозила, все их раскупили. В конце встречи была автограф-сессия, и я, улучив минутку, сняла с себя и подарила любимой писательнице значок “фемка“. Короче, основной свой план выполнила – ушла довольной. Спасибо оргам и всем участницам за такой литературно-феминистский движ. Приятный был вечерок. Теперь осталось дождаться в Уфе другую фем-квир-писательницу – Оксану Васякину. Ну, а вдруг!

Фото: Кира Прозорова @prozaphoto

 

Ева Айсын