СНеЖИ в Уфе! Что это такое?

СНеЖИ в Уфе! Что это такое?

Впервые Уфа присоединилась к межрегиональному фестивалю “СНеЖИ“ – Сентябрьская НЕделя Женской Истории! Не путайте его с придуманной норвежками акцией “Женская историческая ночь“, которая проходит во всём мире в ночь с 8 по 9 мая, и это про расклеивание по городу листовок о женщинах. СНеЖИ – это детище российских фем-активисток, и я надеюсь, что однажды это название станет широко известным.

А предыстория такая: несколько лет назад две феминистки из Ижевска и СПб придумали концепцию фестиваля СНеЖИ – целую неделю, начиная с 1 сентября, проводить в своих населённых пунктах мероприятия разного формата, посвящённые женщинам – как историческим персонам и об их достижениях и вкладе в развитие общества, так и реально живущим сейчас, которые созидают и развивают общество.

Другие женщины в разных регионах поддержали эту задумку и начали проводить в сентябре свои активности. Почему сентябрь и при чём здесь женские истории?, – спросите вы. Сентябрь связан с днём знаний, а что мы знаем про вклад женщин в развитие общества и разных сфер жизни? На поверку оказывается, что очень мало. История и вклад женщин в лучшем случае преуменьшается, в худшем – стирается патриархальной культурой. Так что СНеЖи – это очередная попытка сопротивления этой гендерной несправедливости.

Я давно вынашивала идею сделать такой ивент в Уфе, и мне мечталось, что это будет недельный фестиваль, но в итоге всё сузилось до одного мероприятия, что, конечно, тоже лучше, чем ничего.

Вообще это был коллаб активисток двух сестринских республик – Башкортостана и Татарстана. Так что технически можно сказать, что и Казань присоединилась к СНеЖИ. Моя подруга, историня и исследовательница Гузелия Гиматдинова, соорганизаторка проекта Мир татарской женщины, откликнулась на моё приглашение и выступила в Уфе с лекцией про татарок-просветительниц конца 19 начала-20 века. Также это был мой первый опыт организации ивента на одном из своих родных языков – татарском. И была очень приятна поддержка Гульшат из Всемирного конгресса татар (и татарок!) в Республике Башкортостан (ВКТ в РБ): так появилась классная площадка и частично их аудитория люди, которые ходят на их лекции и дискуссии. Кстати, дискуссионный клуб, который базируется в стенах этой организации, носит имя выдающейся уфимки Марьям Султановой-Акчуриной – общественной деятельницы и меценатки, жившей в Уфе в конце 19-начале 20 века.

Лекция Гузелии была о том, что образованные татарки прошлого, богатые и не очень, несли свет знаний девочкам из татарских семей, часто бедных и малоимущих. И всё это происходило через сопротивление устоявшимся нормам и убеждения, что девочкам много знать не обязательно.

Сначала их учили абыстаи – жены мулл, а потом появились мөгаллимәләр (образованные молодые женщины – учительницы). Ләбибә Хөсәения так вообще на свой страх и риск ввела в школьную программу для девочек светские предметы, и прятала эти учебники, когда приходила инспекторская проверка. Что всё это, если не женская солидарность и взаимоподдержка? Я, более ресурсная, что-то знаю, умею и делюсь с теми женщинами, кому дано меньше. Вы скажете, что они хотели помочь своему народу выйти из невежества. Но одно не мешает другому.

Такой классный арт в рамках СНеЖИ нарисовала художница Настя из Челябинска, авторка канала “Злая Настя желает счастья“.

После окончания лекции была жаркая дискуссия, острые вопросы и споры. Такой движ придаёт хорошей лекции дополнительные краски, и я была в восторге, что прозвучали разные мнения от людей разного поколения, разных интересов и взглядов, и мы во многом не соглашались друг с другом, что тоже интересно, но задавали вопросы, отвечали и слышали – и были в одном пространстве, что очень ценно.А вот с чем я точно не могу согласиться, что про плохие стороны жизни/истории лучше не говорить, например, про проституцию в дореволюционной Казани.

Во-первых, это искажение исторической реальности и цензура – говорить про одно, молчать про другое. Во-вторых, проблема проституирования женщин никуда не делать и сегодня. Пока мы молчим – люди теряют своё благополучие, здоровье и жизни.

Ещё один острый момент был связан с тем, что кто-то услышал_а в словах лекторки неприязнь к исламу, Гузелию это удивило, меня тоже. В какой-то момент обсуждение добралось до феминизма. От одной участницы прозвучала информация, что по статистике незамужние женщины живут дольше замужних, а у мужчин обратная ситуация.. Имам уфимской мечети Ихлас, он же председатель ВКТ в РБ, поинтересовался не виноваты ли феминистки в том, что мужчины живут меньше женщин. Наверное, это была ирония. Другая участница спросила, почему лекторка рассказала только о казанских просветительницах, можно было и про уфимских, и также предложила Гузелие делать в Уфе уличные экскурсии про татарских женщин. Тут я подумала, что всё-таки активистский принцип “ничего о нас без нас“ – ценный инструмент для построения горизонтальных связей. Так что нет, Гузелия не приедет к нам делать уличные экскурсии про женщин – это дело житель_ниц Башкортостана, – был такой ответ от лекторки. Я поблагодарила Гузелию за что, что она в своём выступлении поднимала тему домашнего насилия. Если не выносить сор из избы, то мы можно в соре погрязнуть. А может мы уже? Табуирование и самоцензура – архиневыгодные пути, если не хотим, чтобы таких явлений как гендерное насилие в разнообразных его видах не существовало.

Если кратко: ивент прошёл огненно, я довольна))

Фото: Гульшат Сафина.

Ева Айсын