”Женщина постмодернизма”
”Женщина постмодернизма” – так называлась лекция уфимской художницы Алён Савельевой, которая прошла недавно в галерее ”Мирас”. Увидев анонс ивента, я скинула инфу подружкам и соратницам в фемчат, и сама постаралась не пропустить, заранее купив билет (300 р). Никогда не приходилось бывать на лекциях в Мирасе. В этой галерее сейчас проходит выставка ”Новое”, где представлены произведения двух десятков уфимских художниц и художников, принадлежащих разным поколениям. Есть там и картина самой Алён под названием “Исчезающая женщина”. В рамках этой выставки, которая продлится до 18 февраля, будут проходить лекции по искусству. В личной беседе Алён поделилась, что скоро выступит здесь кураторкой другой выставки, где будут представлены работы как самой художницы, так и Саши Шевниной, известной своими шикарными пейзажами Уфы (а я та счастливая обладательница картин обеих художниц, которые вижу каждый день, и радости моей нет конца).
В одном из залов, среди картин, было оборудовано пространство для проведения лекции, где в тот вечер собралось человек 30. Процентов 90 собравшихся предположительно были людьми женского гендера.
Алён начала с античности: Медеи, убившей своих детей, и Электры, убившей свою мать – образы мстящих женщин. Потом были итальянская звезда Чиччолина и ”Розовая пантера” Джеффа Кунса, Ив Кляйн со своей ”Антропометрией” и фигуративное искусство британки Дженни Савиль (ее ”Propped” в моём сердечке). Поскольку я воспринимала постмодернизм линейно, как период, следующий после модерна, я не сразу поняла, причём здесь античные персонажки.
Алён пояснила, что женщины постмодернизма – это женские образы в искусстве, которые выбиваются из традиционных, типичных для женщин, то есть по сути своей и провокационности являются радикальными.
Лекторка рассказала про основателя венского акционизма Германа Нитша, на чьих кровавых перфомансах женщины были ”материалом” – своими телами воплощали задумки автора. Из феминистских образов были упомянуты Валери Соланас с её ”Манифестом отбросов” и женщины, рисуемые Анни Эрно в её книгах ”Событие”, ”Женщина”, ”Обыкновенная страсть и стыд”. Говоря про образ сильной женщины с внутренними демонами, клекторка обратила внимание на книги Эльфриды Элинек ”Пианистка” и ”Клара Ш.”. Я впервые услышала про советского писателя Илью Масодова, который изображал маленьких девочек внутри своих упоротых сюжетов. ”Последний советский писатель”, – сказала про него Алён, а я подумала, что может что-то из него прочту. Не осталась в стороне и божественная Марина Абрамович: лекторкой был упомянут её перфоманс 1975 года ”Губы Томаса”, где художница, съев килограмм мёда, выпив литр вина, разбила бокал и его осколком вырезала на своём животе пятиконечную звезду и т.д. ”Это был акт избавления от своего коммунистического происхождения”, – предположила лекторка.
”Много женских образов в искусство привнесли сами женщины”, – сказала Савельева. И добавила, что эта область совсем не исследована.
Кроме мифологических, живописных и литературных образов, Алён коснулась и кинематографических. Фильм ”Раненый мужчина” (1983) – один из примеров в череде множества кинокартин, где женских персонажей вводят как фон, и по сюжету их легко можно было бы заменить на торшер (тест ”сексуальный торшер”). Было сказано про образ “девочка-женщина” на примере актрисы Евы Ионеско- французской актрисы 70-х годов, которая в юном возрасте играла образы зрелой женщины; про “Прелестное дитя” (1977) Луи Маля, где главная героиня – дочь проституированной женщины, и ”Розовый Фламинго” (1972) Джона Уотерса, где фигурирует ”женщина-монстр”. К женщинам постмодернизма лекторкой была отнесена и Пина Бауш – знаменитая немецкая танцовщица и хореографиня.
После звучали вопросы и комментарии из зала. Одна из участниц отметила, что все рассмотренные образы – это ”теневые стороны” человека, то есть отклонения.
”Это игра со зрителем, игра на эмоциях”, – пояснила лекторка, и добавила, что популяризация психологии сыграло с нами злую шутку – мы уже не воспринимаем искусство как искусство. Другая слушательница спросила про Барби: является ли она женским образом постмодернизма. ”Барби переросла постмодернизм и ушла в метамодернизм”, – был ответ лекторки. Люди поговорили ещё, и скоро всё завершилось.
Для меня лекция Алён была легкой, непосредственной, не перегруженной информацией – и я подумала, что таком формате есть своя прелесть – когда ты обладаешь базой знаний, но преподносишь её легко и весело.
Ранее, шагая в сторону галереи, я не понимала как так вышло, что мы, соорганизаторки фемфестивалей в Уфе, ни разу не додумались пригласить Алён в качестве лекторки, в то время как художница часто участвовала в наших ивентах как авторка картин и рисунков. Какое-то странное недоразумение. И я решила его исправить и пригласила Алён выступить на ФемТусаФесте-2. Получится у нас такой коллаб или нет – узнаете из наших соцсетей ближе к 8 марта!
Фото: Регина Гильданова.