Москва. Музей Маяковского.
Москва, Лубянский проезд. Через парадные во двор. Там на четвёртом этаже крохотная комнатка, где жил Вл. Маяковский. А с 1989 года – весь коммунальный дом, выкупленный и посвящённый Ему как символ того огромного мира, который Он сотворил. И в который Он теперь приветливо впускает, отмечая на каждом билетике:
Четыре этажа, семь залов, три часа брожения по ним. Изучено всё? Какие-то отрывки, кусочки, буковки. Вокруг так много всего, ломаные линии, железо, ступеньки, фотографии, плакаты, вырезки из газет, книги. Книг много, разных: Его, Есенина, Пушкина, Ленина, Горького, Маркса. Ошарашивающий музей. О Нём, сильном и великом. Жёсткость без мягкости, почти без стихов, хотя стены режут красные цитаты из Него.
Всё смешано и тщательно расставлено по залам.
Первая экспозиция, посвященная Его детству в Грузии. Потом лестница подъезда, на четвёртый этаж. И сразу у входа Его комнатка, с 450 вещами, которые всегда в ней находились. Вот зал про Его путешествия. Вот часть тысячной коллекции записок читателей к Нему. Сотня сотней вопросов; тщательно собранное Поэтом свидетельство человеческой мудрости, язвительности, злости, любопытства, зависти, глупости и восхищения.
Были ли «Вы» знакомы с В. Хлебниковым? Что от него восприняли? Ваше мнение о нём? Верно ли, что он гениальнейший поэт нашего времени и Вы перед ним мразь?
В. Дубов
Владимир Владимирович! Вот уже 15 лет я наблюдаю за Вами – и всегда – эта правда Ваша возмущающее сердце. – Как Вы можете выдержать все это огромное человечество? Грызитесь, грызитесь! Не сдавайтесь!
Тов. Маяковский!
Будь настолько правдоподобным и честно отвечай на следующие вопросы, но в строгой объективности:
- Почему ты так чрезвычайно занимаешься самовосхвалением?
- Для кого ты пишешь?
- Если ты пишешь для нашего времени, то кто из людей нашего времени понимает тебя?
По всем этим залам можно ходить часами, читая старые книги и газеты, разглядывая любимые плакаты и портя зрение. Может, их и не надо читать. Все, кроме одной. Целая полоса Литературной газеты от 17 апреля 1930 года на смерть Поэта. Не пожалейте времени и глаз: этот большой, пожелтевший разворот стоит того, чтобы его прочесть целиком. Он посвящён самоубийству Вл. Маяковского. Этого рослого, сильного, вечно курящего, с глубокой вертикальной морщиной на лбу, с руками в карманах и прямым взглядом Вл. Маяковского. Который вдруг умер, да не просто умер, а застрелился.
Вся полоса жестокого осуждения человека и восхищенного славословия Поэта. И среди этого только одно, тёплое, дружеское:
ПОТРЯСЕН СМЕРТЬЮ ГЕНИАЛЬНОГО ПОЭТА И ЛЮБИМОГО ДРУГА, С КОТОРЫМ МЫ ВМЕСТЕ УТВЕРЖДАЛИ ЛЕВОЕ ИСКУССТВО.
ВСЕВОЛОД МЕЙЕРХОЛЬД.
Берлин
Во всём, даже в посмертных скульптурах, много жизни, мало смерти и совсем нет нежности. А может, её вовсе у Него не было, не было этой самой нежности? Разве что в стихах… Да в письмах… Разрывающих сердце письмах к Лиле Брик.
Конечно ты понимаешь что без тебя образованному человеку жить нельзя. Но если у этого человека есть крохотная надеждочка увидеть тебя то ему очень и очень весело.
Я с мальчишеским лирическим бешенством ухватился за твоё письмо.
Ведь ты не сердишься на мои глупые письма. Если сердишься то не надо – от них у меня все праздники.
Я езжу с тобой пишу с тобой, сплю с твоим кошачьим имечком и все так.
Среди этого продуманного поэтического хаоса – островок спокойствия и размеренности, выставка фотографий 1896 – 1930 гг. Фотографий много. В этом замечательнейшем музее много всего, кроме стихов. Но стихов-то и не хватает. Написанных на стенах, потолке, полу, даже в воздухе. Чтобы сидеть на ступеньках и слушать. Или читать их, облокотившись на очередные перила.
— Тебя забудут, Маяковский.
— Поговорим об этом через тысячу лет.
* Курсивом выделены цитаты. Сохранены оригинальные орфография и пунктуация.
Фото: автора