Уфимский фестиваль “Наш формат – 2012“
«Наш формат» – фестиваль с историей» – возвещали нам афиши. Правда, если обратиться в прошлое, история у него совсем не длинная. Последние музыкальные мероприятия под таким названием датированы 2001 и 2002 годами. Что стало причиной длительного перерыва длиной в 10 лет, доподлинно неизвестно. Возможно, причина в том, что с 2003 года эстафетную палочку у «НФ» забрали такие фестивальные собратья, как «Знай наших» и «Рок-коалиция». Имея схожую концепцию, они укрепились и стали ежегодными, а «Наш формат» канул в лету вплоть до нынешнего года.
На фоне «Знай наших – 2012», на котором был задействован только арсенал уфимских групп, у устроителей «НФ» появилась возможность «прыгнуть выше», пригласив пару-тройку неместных интересных музыкальных коллективов, что они и сделали.
Публика на фестивале состояла преимущественно из молодёжи 15-20 лет, которая вольготно разместилась на танцполе. Более инертные молодые люди и представители старшего поколения облюбовали столики по периметру зала. По отсутствию незанятых сидячих мест и «пустотных участков» перед сценой можно было сделать вывод: людей пришло немало.
Стать открывателями мероприятия выпало на долю «Arctic Riddim». Это единственная уфимская группа, играющая в стиле «регги» и активно выступающая не только у нас, но и за пределами республики. Мне не раз приходилось бывать на их сольных концертах в «Джаз клубе», поэтому, увидев ребят на большой сцене «Колизео», поняла, что камерная обстановка куда больше подходит для восприятия их лёгкой, колоритной музыки. В «Огнях» же она попросту расплескалась в никуда, утекла через дверные проемы, и эффекта качания на волнах умиротворения не получилось. Да и поклонников регги на фестивале, судя по всему, было немного.
Вторыми отгремели «Ухо радуется», но зал на них реагировал мало: то ли группа многим ещё не была знакома, то ли просто «огневское пойло», именуемое пивом, не успело сделать свое «располагающее» дело. Впрочем, «уховцы» – это такие заводные ребята, что окажись в зале 3,5 человека, их задор остался бы неизменным. Фронтмен Иван Трифонов, подражая Брайну Молко, вышел на сцену с мегафоном и представил его как нового друга Талгата. Есть у Вани эксцентричная забава – давать сценическим атрибутам имена. Тамбурин Андрей это подтвердит. Группа выдала 4-5 песен и завершила свой сет хитом «Терминатор». Песня необычна тем, что её текст при каждом исполнении придумывается Иваном на ходу, оставаясь в рамках задуманной концепции. На этот раз импровизацию «сюжета» вокалист затянул, в итоге вышло не так искрометно, как в предыдущие разы. Всегда «выстреливающий» «Терминатор» на этот раз не сработал, и поставить чёткую точку в конце выступления не получилось. Зато на «Ухо радуется» танцпол начал потихоньку «просыпаться», о чем можно было судить по единичным очагам слэма.
Пока ребята из «Светотени» устанавливали на сцене свои инструменты, ведущий фестиваля, старался расшевелить толпу, призывая одну половину зала кричать слово «огурец», другую – «помидор». В следующий раз слова сменились на «огурец» и «майонез». Кажется, он думал, что это очень забавно. Вышедшая в этот момент на сцену солистка «Светотени» Юля посмеялась над горе-ведущим со словами: «У вас тут всё так концептуально, я смотрю: «Огурец, майонез!».
Спев пару-тройку новых творений, группа выдала и свои известные песни – «Крайняя степень», «Слепые, светлые», «Из-подо льда». В этот момент в зале появился флаг с названием фестиваля, и это привнесло ощущение значимости происходящего. Выступление «Светотени» заметно оживило публику: истерик-рок волной проносился по залу, вызывая бурную реакцию присутствующих. Поэтому, когда ведущий пошутил, что во время выступления этой группы от стен зала отвалился кусок штукатурки, его слова легко можно было принять на веру.
Пока группа «Эмиль и друзья» готовилась к выступлению, добрая половина зрителей «отхлынула» в сторону бара. После ударной дозы «Светотени» слащавый рокопопс от этой группы был уже «не ко двору». Сколько их слышу, еще ни разу не получалось запомнить хотя бы одну песню. Любовные завывания вокалиста, хоть убейте, не находят отклика в моей душе. И я думаю, это к лучшему.
Гости фестиваля – группа из Дальнего Востока под названием «Моя Мишель» продолжила лирическую тему. Лёгкие танцевальные песни, не обременённые смыслом, существующие в системе «здесь и сейчас»: послушал, попрыгал, ушёл, забыл. Поначалу я думала, что группа запомнится мне лишь недурственным кавером на песню «Ты выглядишь так несовременно» группы «Кино». Но всё оказалось лучше: чего не отнять у «Моей Мишель», так это легкого шарма в музыке и обаяния вокалистки. По реакции публики можно было предположить, что песни этой группы пришлись ей по душе.
Танцевальная атмосфера, воцарившаяся в зале, моментально исчезла, как только на сцену вышла группа из трех букв – «FPG». Парней из Нижнего Новгорода зал встречал громким скандированием. Судя по ажиотажу публики, многие пришли именно на них. У «FPG» был самый большой сет. Около часа со сцены неслось про свободу, протест, борьбу и прочие аспекты, так характерные для репертуара типичной панк-рок группы. Меня они не впечатлили, никакой яркой особенности в этой группе я не обнаружила, но зал «FPG» зажгли на «отлично». Танцпол буквально сотрясался в экстатическом угаре, и чувствовалось, что фестиваль набирает обороты, доходя до наивысшей точки. В мою голову даже закралась крамольная мысль, что последующим группам делать уже будет нечего.
Но не тут-то было. Группа «Нечто», вышедшая на сцену в сопровождении женского струнно-смычкового мини-оркестра, сразу дала понять, что к своему выступлению подготовилась основательно. Начали они с мистическо-психоделической песни «Скука» из альбома 1998 года «Красное-желтое-зеленое», что стало приятным сюрпризом для поклонников.
В сопровождении виолончели, альта и скрипок квартета «Променад» музыканты исполнили свои «Холода», «Открытый космос», «НЛО». Еще одной неожиданностью стал прозвучавший кавер на песню «Breathe» группы «The Prodigy», где к удивлению публики за скрипку взялся фронтмен Максим Шкель, ранее в подобных экзерсисах не замеченный. Одним словом, «Нечто» выступили очень душевно и ничуть не уступили предшествующей группе по степени драйва.
Репертуар хэдлайнеров «Animal Джаz» практически не отличался от того, что они исполняли на стерлитамакском фестивале «Белая река» летом: те же «Три полоски», «Стереолюбовь», «Думать дважды», «Шаг. Вдох», «Можешь лететь» и др. Но в случае с этой питерской группой важно вовсе не то, какие именно песни они играют, а то, как они их преподносят. Александр Красовицкий умеет своим надрывным исполнением вывернуть душу слушателя наизнанку. В этот вечер он пошёл дальше и рассказал со сцены монолог-откровение на тему глобального одиночества. Не таясь, раскрыл своё сокровенное перед залом. Мне импонирует умение Михалыча быть разным, именно поэтому «Animal Джаz» не способен наскучить, даже если в этом году группа приезжала к нам уже в третий раз.
«Огни Уфы» в тот вечер я покидала с мыслями, что «Наш формат» определённо удался!