“Последние танки в Париже“: питерские панки в Уфе
Если бы в недалёком 2006 году кто-то из знакомых не скинул мне несколько аудиозаписей стихов Лёхи Никонова, то я, может, и не узнала бы о существовании питерской группы “Последние танки в Париже“ (ПТВП), а если бы и узнала, то вряд ли бы стала слушать. А вот стихи тогда… это было интересно: автор грассирующим голосом, надсадно и без цензуры, читает тексты на злободневные темы из жизни выборгского маргинала: любовь, наркотики, похмельные размышления и т. д.
И всё метко и чётко, не в бровь, а в глаз. Ничего лишнего, только то, что нужно для обрисовки картины реальности. А реальность постоянно сопротивляется! Лёха бритвой Оккама режет её на куски и преподносит слушателю, жонглируя словами. И всё понятно и просто. Автор говорит с тобой, говорит тебе. Дорогу к песням группы проложило кредитом доверия именно первоначальное впечатление о стихотворчестве его фронтмена. А вот эти самые песни так ни разу и не произвели такого же впечатления. Хотя и тематика аналогичная, и пишет один человек. И ведь кайфовые треки в каждом их альбоме встречаются, но для меня всегда в небольшом количестве. Кажется, внутренняя музыка в стихах Лёхи куда сильнее той внешней, что в песнях.
Да что уж там, Никонов никогда не виделся мне равноценным своей группе: “ПТВП“ – это шлейф, фон для своего идеолога, “трибуна“ для оратора. Если бы он вышел и сказал, что концерта не будет, а будет вечер стихов, я бы лично не расстроилась, а, может, даже наоборот. Но нет, Лёха уже в четвертый раз приезжает в Уфу именно в составе “ПТВП“.
В чёрной одежде, в тёмных очках, схватив микрофон обеими руками, Никонов выдавал песни один за другим. С публикой не заговаривал, лишь временами напоминал ради какого события все здесь собрались: “Наш новый альбом “Ключ от всех дверей!“. Сухо, чинно и всё по делу. Для общения с поклонниками он выделил время после концерта: вышел раздавать фотографы. Спел порядком 18-20 песен: из них 6-7 с новой пластинки, остальное из старого доброго недоброго. Иногда трек-лист разбавлялся коротенькими стишками типа:
Заря над рабочим районом долго
прыгала между домами.
У меня есть трава и водка,
и никакой морали!
Полтора часа “ПТВП“ честно провозглашали со сцены свою Революцию, обозначали свой Порядок вещей. “Спасибо, Уфа!“, – крикнул певец, завершая выступление.
Глядя на них, пришла к мысли, что мне куда интереснее слушать их в записи: а здесь те крупицы небезынтересных мыслей, транслируемых Лёхой в песнях, потонули во всеобщем гвалте и нагромождении шершавого звука в Rock’s Cafe.
А впрочем, ничто – не истина…
как-то Никонов сказал:
– Вы считаете себя музыкантом?
– Нет.
– Потому что не знаете нот?
– Нет. Не только из-за этого. Есть музыканты, которые знают ноты. Но они не музыканты. Нужно донести до слушателя чувства, потому что слова по Тютчеву –ложь. И мысли тоже ложны. Настоящий музыкант может донести эти чувства без слов и мыслей.