Сахибжамал, Казань, комиксы
Недавно я провела два счастливейших дня в Казани, полных интересных событий, встреч и приятного общения. В один из дней сходила на старотатарское кладбище, к могиле первой актрисы татарского театра Сахибжамал Гиззатуллиной-Волжской. Об этой женщине я узнала два года назад в уфимском театре “Нур“, когда в его музее пресс-секретарка театра Гульшат подвела нашу группу к портрету актрисы и сказала, что это первая татарская феминистка, а также рассказала, что именно Сахибжамал была той актрисой, которая совершила революционную вещь – стала первой женщиной в мусульманском мире, которая вышла играть на театральную сцену, и продолжала это делаль несмотря на сопротивление патриархатной культуры в лице некоторых мужчин, которые хейтили её (женщинам играть в театре в то время было не положено, все роли играли мужчины, в том числе женские).
Так, смелая Сахибжамал расширила рамки дозволенного для тюркских женщин, а по сути – боролась за свои и наши права, и стала первопроходицей в сфере театра.
Я, услышав всё это, очень обрадовалась и написала об этом вечере статью, в конце которой упомянула, что хочу однажды попасть к могиле этой Сахибжамал Гиззатуллиной-Волжской. Вероятно, это случилось бы не скоро, если не моё знакомство с замечательной казанской историней Гузелией, одной из соорганизаторок проекта “Мир татарской женщины“. После прошлогодней экскурсии, на которую я сходила и о ней написала, мы с Гузелией начали общаться, и новая знакомая отозвалась на моё желание сходить к могиле Сахибжамал, более того, предложила мне её показать. Так, в полдень 29 апреля мы отправились на иске татар зираты (старотатарское кладбище) в Казани, которое находится в районе Ново-Татарская слобода. Зират не сказать, что бы большой, могилы расположены очень компактно. Пока мы шли, Гузелия указывала на памятники известных людей Татарстана – писателей, драматургов, поэтов… памятники бандитам особенно выделялись на фоне остальных – вероятно, и прототипы сериала “Слово пацана“ здесь похоронены. Скоро мы дошли до Сахибҗамал кабере (могилы Сахибжамал), проход к ней удобный – прямо у дорожки, и не нужно никуда протискиваться. По словам моей спутницы тело покойной актрисы перевезли сюда на погребение из татарстанского города Чистополь, где она жила последние годы в доме престарелых и умерла в 1974 году в возрасте 88 лет.
Я положила цветы, зажгла свечу, сняла вам видео.
А теперь про мерзкое: определённо обществом и государством недостаточно сделано для сохранения памяти Сахибжамал, как собственно, и остальных выдающихся женщин в целом. Не так давно казанские фем-активистки задались в своём инстаграме вопросом “Сколько в Казани памятников женщинам?“ и насчитали всего два, да и то – не реально жившим личностям, а собирательным женским образам. Редкие бюсты не в счёт, потому что это не памятники в полный рост, какие обычно ставят мужчинам. Что особенно забавно (нет): в Казани есть башня имени Сююмбике, но сама татарская царица визуализации не удостоилась, и есть памятник карете Екатерины Второй. Ка-ре-те! А-А-А! *нечленораздельный мат на татарском* В Уфе ситуация не лучше, у нас есть ровно один памятник реальной женщине – снайперке Наталье Ковшовой, но его и учитывать не хочется, поскольку выглядит он эстетически несостоятельно, а если называть вещи своими именами, то жутко, будто сделан из говна из палок, и это даже не фигура речи.
Перед уфимским театром “Нур“, основоположницей которого была Сахибжамал, стоит почему-то изваяние Габдуллы Тукая.
Логика, видимо, такая, что Тукай – самый известный татарский поэт, публицист и общественный деятель, и поэтому он – у татарского театра. Но почему сама основательница театра не видна? В чем проблема? Жопа отвалится, чиновники и деятели искусств, если поставите памятник женщине? Впрочем, в этом вопросе Гузелия обычно говорит, что все эти каменные памятники – архаика. И тут я согласна. Памятник необязательно делать в виде фигуры человека из камня.
Креативная мысль современных художниц, проектировщиц и скульптуресс давно ушла вперёд, и на примере архитекторки Маргариты Куприяновой (ещё одной забытой уфимки) можно вспомнить какие нетривиальные проекты предлагали молодые автор_ки на конкурс.
Тем не менее о полном забвении говорить не приходится, какие-то крупицы памятования в Уфе есть: в 2022 году директор уфимского театра “Нур“ сообщил, что они создали новую театральную награду и медаль имени Сахибжамал Гиззатуллиной-Волжской, которая будет вручаться за большой вклад в театральное искусство раз в два года. Не удивлюсь, если это именно женщины внутри театра “лоббировали“ эту идею. Кто, если не мы сами? Идём дальше: в Казани в этом году силами языковых активист_ок был выпущен сборник комиксов “Татар хатын-кызлары“ (“Татарские женщины“), где автор_ки рассказали истории четырёх выдающихся татарок, первых в своих областях: профессорки математики Сары Шакуловой, военной лётчицы Магубы Сыртлановой, композиторки Сары Садыковой и в том числе Сахибжамал Гиззатуллиной-Волжской. Кстати, рисунки про актрису создала уфимская художница Наталья Якунина. Отзыв на эту книгу напишу позже, потому что она у меня есть – спасибо Гузелие за подарок!
Больше о нашей крутой землячке можно почитать в статье уфимско-казанской историкессы Лилии Габдрафиковой.
Фото: Гузелия; видео: авторка.