Сальвадор Дали в объятиях медиа
Сальвадор Дали – яркий пример художника, чья пирамида популярности была выстроена при жизни благодаря активной работе в разных сферах деятельности и грамотному самопиару.
Выставка “Сальвадор Дали и медиа“ в Московском музее современного искусства (ММСИ), куда мне недавно довелось попасть, раскрывает иные грани творчества великого художника: каждая экспозиция рассказывает об одной из его ролей. Ведь мастер сюра не ограничивал свой гений только живописью, а активно реализовывал себя как иллюстратор и арт-художник в таких изданиях как “Vogue“, “GQ“, “Harper’s Bazaar“, “Newsweek“, “This Week magazine“ и др.; как автор статей об искусстве – в “L’Amic de les arts“, “Gaseta de les Arts“, “Минотавр“, а впоследствии и как редактор собственной газеты “Dali News“.
Дали обыгрывал причудливые образы из своих картин, эксплуатируя их в разных вариациях и темах на страницах журналов. А какие-то задумки, впервые появившиеся в качестве иллюстраций, впоследствии стали самостоятельными объектами на его картинах. Сам художник не остался в тени, а превратил себя в медийную персону.
Главным брендовым элементом в облике Дали можно по праву назвать его знаменитые усы.
Усы, украшенные цветами, красуются на обложке журнала “Photo Monde“, а на обложке “Der Spiegel“ они легким движением руки превращают Мону Лизу в Мону Дали.
Помимо этого художник работал в сфере потребительской рекламы, придумывая завлекательные образы для торговых компаний. Любопытна серия работ, рекламирующая шелковые чулки фирмы “Bryans“. Казалось бы, что может быть бредовее десятка рисунков обезличенных женских ног в чулках, возникающих в неожиданных местах в виде крыльев Пегаса или раздваивающихся симметричными арками? Но его реклама работала – продажа колготок “Bryans“ взлетела вверх.
Сюрреализм уже тогда захватил мир, а его покорный адепт умело жонглировал плодами своего неиссякаемого воображения.
Более того, Дали сам снимается в рекламе. В самом известном видео, где он рекламирует шоколад Lanvin, в очередной раз активно задействованы усы художника.
“Перед Сальвадором Дали стояли те же вопросы, что стоят перед любым художником в наше время: зазорно ли заниматься коммерцией? Стыдно ли растрачивать свой дар на рекламу? Не зазорно. Не стыдно. Главное, чтобы хорошо платили, – считал маэстро и старательно вписывал в свои сюрреалистические пейзажи флакон духов Desert Flowers или пудру Bird-in-Hand.“
Иронизируя над этой творческой позицией Дали, его друг Андре Бретон в шутку придумал художнику прозвище “Avida Dollars“ –“жадный до долларов“.
Отдельный зал музея посвящён цифрам, характеризующим деятельность художника. На стене можно увидеть информацию о тираже изданий, которым Дали оформлял обложки, количество иллюстраций, сделанных им для различных журналов, о размере его гонораров и т. п. В этом же зале утомившиеся посетители могут отдохнуть, разместившись на стопках журналов, прочувствовать, так сказать, суть вопроса не только глазами, но и седалищами.
В другом зале можно посмотреть запись телевизионного шоу “What’s My Line“ 1957 года, где трое участников с завязанными глазами пытаются угадать гостя программы в лице С. Дали, задавая уточняющие вопросы, самый забавный из которых: “Вы вообще человек?“.
В общем, для всех поклонников художника “Сальвадор Дали и медиа“ – это очередной праздник, а тем, кто не относится к числу первых, можно посмотреть выставку как возможность выражения искусства в рекламе, или создание рекламы как искусства.
Выставка продлится до 1 февраля 2015 г.
Фото: автора