“Самый тёмный час“ в X-MAX

“Самый тёмный час“ в X-MAX

Продолжу про Ночь музеев-2019 в Уфе (начало было здесь).

В галерее X-MAX открылась выставка “Самый тёмный час“ Александры Железновой. В феврале я познакомилась с творчеством художницы во Вконтакте: в авторском паблике “Министерство чёрной металлургии“, а в конце апреля, узнав о будущей выставке в Уфе, начала предвосхищать это событие. Александра приехала к нам из области N – боюсь ошибиться, предположив из какой, точной информации нет.

Свои работы художница называет иллюстрациями к автобиографической книге “Самый тёмный час“, которая, по её словам, выйдет через пару лет.

Александра создала Вселенную под названием Федерация Нордланд и населила его героями и героинями, причём этот процесс, как я понимаю, не статичен, он продолжается. Центральные места в этом вымышленном мире занимают министр чёрной металлургии Айзен, его заместитель – Октан, госпожа Нефть, а есть ещё Дева Нордланд и мистер Брюн, а имена других отсылают прямиком к таблице Менделеева – Литий, Вольфрам, Уран, Свинец. Все эти персонажи напоминают обычных российских госслужащих в строгих костюмах, которые ездят на чёрных дорогих машинах, а иногда скачут на конях, превращаются в псоголовых и сражаются на мечах с чудовищами.

Фоном ко всему этому мы видим заводы, снег, нефть, кровь и БДСМ-практики.

Творчество художницы чертовски оригинально по задумке, прекрасно по реализации и притягательно своим содержанием.

Интригу добавляет то, что Александра не говорит о своей персоне открыто, сообщая общественности только то, что она работает чиновницей, а часть персонажей будущей книги автобиографичны – имеют внешнее сходство с ней самой. В работах узнаваема современная российская реальность (мужчины правят, женщины вдохновляют), которая перемешивается с мистикой и мрачной индустриальной эстетикой. Впрочем, необычно уже одно то, что герои Железновой – тоже чиновники, а это нечастые герои визуального искусства, да и литературы тоже.

Но ошибутся те, кто будет искать в картинах антигосударственного сатиру. Здесь не про высмеивание, а, как мне кажется, про очеловечивание.

Мы привыкли воспринимать госслужащих бездушными люди, продавшими душу дьяволу, как некую серую массу безликих винтиков Системы. Согласна, небезосновательно, но едва ли это является истинной картиной реальности. Чем не дегуманизация отдельно взятой группы людей? Нордланд Железновой видится мне попыткой снять стигму с чиновников, раскрыть их души на примере отдельных вымышленных персонажей, добавив во всё это краски и романтизацию. Даже если художница не ставила себе такую задачу (что скорее всего так и есть), всё вышенаписанное происходит само по себе. По крайней мере в моём восприятии так и было.

В день открытия выставки в галерее X-MAX можно было увидеть уголок, обставленный как интерьер на одной из картин художницы: рабочий стол с креслом, следы крови и брошенная на пол плётка.

Желающие использовали это место как фотозону, и судя по фото – обошлось без насилия. Хыы.

Читая подробные пояснения к картинам, меня не покидало ощущение, что всей этой Вселенной тесно в четырёх стенах галереи. Что история просится на волю, ей хочется развернуться и раскрыться. Возможно, однажды это случится, и роман удивительной Александры Железновой увидит свет и займёт своё место в череде современной российской литературы.

Выставка работает по будням с 10:00 до 19:00. Вход бесплатный. Спешите!

Фото 1 —  из паблика “Министерство чёрной металлургии“ во Вконтакте.
Фото 2  —  со страницы Макса Холодилина в ФБ, автор — Natasha Romanoff.

Айсын Гайса