Шинные лебеди в городе
Не все знают, что в Уфе расположено крупнейшее скопление шинных лебедей – дворовых скульптур из покрышек, которое неофициально относят к направлению в искусстве «ЖЭК-арт».
ЖЭК-арт – это наивные, то есть сделанные непрофессиональными художниками и художницами скульптуры из подручных материалов – старых покрышек, пластиковых бутылок, мягких игрушек и всего, что попадётся под руку.
Неизвестно, кто первым, разглядывая старую покрышку, решил, как Микеланджело, отсечь всё лишнее и выпустить на волю первого шинного лебедя, только теперь их можно встретить во множестве дворов, как в России, так и за рубежом. И если подобные лебеди встречаются, как правило, по одиночке или парами, то в нашем Инорсе (один из районов г. Уфа) можно обнаружить целую стаю.
Подобная эстетика может показаться спорной, если не шокирующей, однако ЖЭК-арт потихоньку начинает занимать своё место и в актуальном искусстве.
Например, в США в художественном музее Dallas Contemporary в 2018 году прошла выставка с участием значительного количества шинолебедей.
У нас тему ЖЭК-арта разрабатывает уфимский художник Айдар Бекчинтаев. В его работах часто можно встретить отсылки к народному творчеству и эстетике дворовых скульптур. Абсурдную постсоветскую реальность он трансформирует, а порой просто цитирует близко к тексту, создавая модели и образы реальных лебедей, свиней и крокодилов из шин, чебурашек-зомби и афунциональных объектов с детских площадок, вроде горки с 90% поверхностью скольжения.
Для Уфы проблема паблик-арта стоит особенно остро, городские власти с завидной регулярностью устанавливают арт-объекты настолько сомнительного качества, что вскоре можно будет проводить специальные экскурсии по наиболее отталкивающим и пугающим образцам. Чего стоят только “упоротая куница” или скульптура пчелы на монументе Дружбы.
Да, этот ужасающий монстр – пчела, один из символов нашей республики. По сравнению с этими официально установленными объектами, ЖЭК-арт явно выигрывает. Возможно поэтому Бекчинтаев не так давно в качестве художественного жеста взял шинного лебедя, покрыл его бронзовой краской и установил на пустовавшем в тот момент постаменте, на котором ранее находился памятник Пушкину.
Кто-то усмотрел в этой интервенции в общественное пространство критику муниципальных властей, наводнивших город безвкусными скульптурами, но, возможно, это дань уважения народному творчеству и попытка обратить внимание на самобытное течение в искусстве.
Фото: из архива А. Бекчинтаева.