Смоленский межрегиональный фемтрип
Меня завораживают люди лёгкие на подъём, которым собраться – только подпоясаться. И, кстати, если оглянуться на всех моих знакомых из этой категории, то я вижу, что здесь нет прямой корреляции с отсутствием у индивидок нуклеарной семьи и детей. Итак, где-то в середине апреля на созвоне с феминистской исследовательницей из СПб Асей Ходыревой я заикнулась, что, когда есть возможность, езжу, смотрю другие города России, где заодно встречаюсь и развиртуализируюсь с местными фем-активистками. С моей стороны прозвучало название города Смоленск, и Ася захотела составить мне компанию. Сказано – сделано: мы решили устроить этот трип на майских выходных, и к нам присоединилась асина подруга Катя – сотрудница московского кризисного центра “Сёстры”. Ещё до созвона, увидев, что Ася была в нескольких городах России (от Калининграда до Владивостока) с лекцией про фемдвиж после перестройки, я решила узнать, как заполучить лекторку в Уфу (однажды, надеюсь, это случится), а тут у меня дополнительно появилась возможность послушать это выступление в Смоленске.
Поскольку я в какой-то момент была организационно-связующим звеном между питерской лекторкой и смоленскими фем-активистками, то, думаю, могу шёпотом сказать, что теперь имею опыт соорганизации фемтусы в другом регионе.
Утром первого дня, встретившись на Белорусском вокзале, я и двое малознакомых мне женщин (впрочем, Катю я вообще впервые увидела), сели в поезд-ласточку до Смоленска. По пути, разговорившись с Катей, я узнала много интересного про работу и внутреннее устройство московского кризисного центра “Сёстры”, также хорошо поговорили про особенности работы помогающим женщинам НКО. Было приятно обнаружить, что моя новая знакомая слушает подкаст “Феминизм в регионах”, к созданию которого я имею непосредственное отношение. Кстати, интервью со смоленскими активистками Валерией, Татьяной и Миленой из фемсообщества ”Женское дело” можно послушать в 5 выпуске этого подкаста.
В беседе с Катей я выяснила, что нам обеим приглянулись виды города Смоленск, показанные в российском сериале “Вампиры среденей полосы”. Вот она, привлекающая сила искусства – дополнительный фактор популяризации внутренного туризма.
Вечером первого дня была намечена лекция Аси на тему “Новейшая история российского феминизма”. Лекторка, отобедав с нами в трактире с весёлым названием “Мандариновый гусь”, пошла отдыхать в хостел, мы же межрегиональной фем-компанией пошли гулять по Смоленску, и кроме всего прочего, хорошо и экстремально погуляли по Рачевскому оврагу. В черте города таких эпичных оврагов, по словам местных, несколько. В каком-то смысле овраги – смоленские достопримечательности, как я поняла. Конечно же, мы не могли обойти вниманием Смоленскую крепостную стену, части которой сохранились в городе. В общем, компания была прекрасная, погода была отличная, и всё было замечательно и комфортно. Вечером, когда мы ужинали в креативном пространстве “Штаб”, в котором должна была пройти фемлекция, я заметила, что людей в зале маловато, и очень удивилась, когда в 18 часов люди вошли одной большой группой – как будто где-то стояли, ждали когда пробъёт шесть. В общем, собралось человек 30, не считая организаторок и приезжих в лице нас.
Ася рассказывала про фемдвиж после перестройки: как строилась работа феминисток в те годы.
Говорила про петербургский центр гендерных проблем, которым руководила Ольга Липовская, и где работала психологиней мама Аси Наталия Ходырева, позже ставшая соосновательницей кризисного центра для женщин в СПб “Инго”, где долгие годы работала и Ася (феминистка во втором поколении). Лекторкой было упомянуто про центры гендерных исследований при университетах, появившиеся в 90-х в ряде регионов, часть из которых после закрылись, а Ивановский не так давно власти объявили иноагентом. Декриминализация статьи про домашние побои, по мнению Аси, стала сильным откатом назад в работе феминисток. И если в 1994 году законопроект против домашнего насилия был отложен властями скорее с позиции “девочки, сейчас не до вас” (начало Чеченской войны), то сейчас такое игнорирование проблемы –целенаправленная политика властей. Ася упомянула про Независимый Женский Форум в г. Дубна в 1991 году, где встретились около 200 женщин из 25 городов СССР, представительницы 48 женских организаций и иностранные гостьи.
Следующий Независимый женский форум прошёл в том же месте в следующем году, но был более институционализированным, к тому же оказался последним.
Выступление Аси сопровождалось ответами на разнокалиберные вопросы от слушатель_ниц. Люди спрашивали про задачи современного феминизма, как соотносится феминизм и религия, какого течения феминизма придерживается лекторка, про участие трансженщин в феминизме и тд. Был вопрос про будущее фемдвижения после 24 февраля, озадачивший лекторку. Больше всех активничал один из мужчин, которого было много, он перебивал лекторку и перетягивал внимание на себя (классика), чем меня лично очень раздражал. Запомните, пожалуйста, дорогие цис-мужчины: ваше место на феминистских мероприятиях – в тени, и желательно молча.
Феминизм – не для благополучателей патриархата. Не тратьте наше время своей болтовней.
Под конец к разговору подключилась и я – начала топить за регионализм, акцентируя на том, что мы, региональные феминистки, можем формировать свою региональную идентичность и перестать отдавать свой ресурс столицам, перестать укреплять эту фемвертикаль. Призвала всех слушать подкаст “Феминизм в регионах” и поддерживать ресурсами региональные фем-инициативы и организации помощи женщинам. После завершения двухчасового мероприятия мы с желающими переместились в кафе Эбльхевен на афтепати. К нам присоединились две женщины, которые были на лекции: Тако и Влада, было очень приятно познакомиться и пообщаться. Влада на следующий день составила нам компанию во время прогулок по городу и во время поездки в Катынь и, зная много про историю смоленщины, была для нас гидкой. Спасибо огромное. В первый день с нами гуляла Валерия из сообщества “Женское дело” – тоже спасибо большое! И всем фем-активисткам и другим смолянкам, которые нашли время с нами встретиться. До встречи!
Фото: авторки, мастерицы нечётких фото.