Аутодафе на сцене и в зале
Не так давно Башкирский театр оперы и балета представил концертную версию оперы “Орлеанская дева“. Опера П. И. Чайковского создана на основе трагедии Ф. Шиллера о Жанне д’Арк и занимает особое место в истории мирового искусства. Событие не прошло стороной и меня. Если честно, не являюсь поклонником оперы, как-то на душу не ложится этот вид театрального искусства, но массовый интерес к событию сделал своё дело.
“Орлеанская дева“ – результат коллективной работы музыкантов и актёров из разных театров России – Екатеринбурга, Перми. Но этот замечательный факт никак не раскрасил картину моего восприятия. Из вокальных партий я разобрала пение лишь одного исполнителя. Непонятный словесный текст напрямую связан с интонированием, плохой артикуляцией, мешающей восприятию таких персонажей второго плана, как, к примеру, Бертран. А текст хочется всё же понимать и слышать. Что касается симфонического оркестра, то его работа вкупе с дирижёром показалась скучной и монотонной а-ля игра “в глухой телефон“ со слушателем. Оформление действа тоже не впечатлило. Впрочем инсталляции, сопровождающие музыкальную часть, сложно назвать декорациями, ведь это только фоновый “рисунок“ для каждого акта. В итоге довольно колоритные зарисовки пейзажей, сопровождающие первый акт, не послужили стимулом к дальнейшему прослушиванию оперы. Мозг упорно отказывался воспринимать это действо, и мне ничего не осталось, как уйти прочь, к тому же мой спутник эту идею поддержал.
На стене паблика Оперного был как-то замечен забавный коллаж, призывающий выбрать посещение “Орлеанской девы“ вместо посиделок в кафе. В моем случае всё вышло ровно наоборот: самым верным решением в тот вечер оказался выбор не в пользу нашумевшей оперы, а простого человеческого счастья – общения в хорошей компании за чашечкой капучино, а потом прогулки по осенним улицам. А вопрос, на что же всё-таки списывать унылое послевкусие от “Орлеанской девы“ – на леность собственного ума или на посредственную подачу материала – остаётся для меня открытым.